На седьмом небе! Тест Epos ES 14N и интервью с разработчиком от I-fidelity.net
20.06.2023
Мечта многих аудиофилов о единственной идеальной паре акустических систем всегда была велика. К сожалению, ее не существует. Однако модель Epos ES14N имеет потенциал быть очень близкой к заветной цели.
Сорок лет назад Робин Маршалл основал Epos в Англии. Технически отличные динамики в сочетании с простыми кроссоверами были ключевыми элементами успеха, особенно для требовательных слушателей. Три года назад Карл-Хайнц Финк получил возможность приобрести компанию. Это решение не было обязательным, учитывая, что Финк уже является владельцем Fink Audio Consulting и FinkTeam. Последняя компания зарекомендовала себя во всем мире благодаря акустическим системам Borg и Kim. Карл-Хайнц Финк признает, что у него была идея восстановить легендарную Epos, сочетая конструктивные и технические обновления. Он реализовал этот замысел в виде ES14N — первой новой акустической системы Epos.
ES14N отсылает к наиболее известной модели Epos ES14. Это была большая двухполосная акустическая система в прямоугольном корпусе, которую рекомендовалось использовать только с подставками. Тогда разработчики отказались от любых видов украшений, реализуя только то, что способствовало качеству звука. Держа в голове этот принцип, Карл-Хайнц Финк приступил к разработке новой модели, которая теперь дополнена буквой N. Несмотря на то что объем корпуса остался практически неизменным, внешний вид этой 16-килограммовой акустической системы изменился. У ES14N передняя панель наклонена назад, чтобы улучшить временную согласованность между низкочастотным и высокочастотным динамиками.
В верхней части задней панели корпуса находится фазоинверторный порт. Его форма, напоминающая трубу, была специально выбрана для минимизации шумов воздушного потока. В центре находятся кольцевые отверстия, предназначенные для компенсации резонанса трубы. Они покрыты мягким материалом, чтобы избежать потери низких и естественных для слушателя частот. Одна из фирменных черт Fink Аudio – высокоточное изготовление корпусов. Корпус ES14N состоит из двух слоев MDF, соединенных специальным клеем, который не высыхает. Дополнительная жесткость обеспечивается перегородками внутри корпуса. В процессе разработки и тестирования ES14N учитывалась роль распорок и их влияние на работу колонок. Наличие и оптимальное размещение распорок были включены в расчеты и тесты.
За воспроизведение НЧ/СЧ-диапазона в верхней границе вплоть до 2700 Гц отвечает динамик диаметром 17,8 см с мембраной из полипропилена и подвесом низкой жесткости.
Катушка динамика имеет диаметр 36 мм и состоит из двух слоев медного провода. Она помещается в зазор между электромагнитом из железа. Компенсационный магнит помогает снизить рассеивание магнитного поля и контролировать магнитную индукцию привода с учетом размеров корпуса. Это позволяет оптимизировать работу динамика и достичь лучшего звучания.
Катушка имеет двухслойную обмотку из медного провода, которая погружается в зазор из железа. С помощью компенсационного магнита уменьшается поле рассеивания, определяется правильная сила привода с учетом размеров корпуса. Диффузор купольного 28-миллиметрового твитера выполнен из алюминия с керамическим покрытием, что обеспечивает большую жесткость. В твитере Epos не используется феррожидкость, поэтому, как заявил Карл-Хайнц Финк, звучание становится более открытым и естественным. Перед твитером расположена неразъемная металлическая решетка для защиты диффузора.
Диффузор купольного 28-миллиметрового твитера выполнен из алюминия с керамическим покрытием, что обеспечивает большую жесткость. В твитере Epos не используется феррожидкость, поэтому, как заявил Карл-Хайнц Финк, звучание становится более открытым и естественным. Перед твитером расположена неразъемная металлическая решетка для защиты диффузора.
Акустические стойки — это особая категория, которая оказывает большее влияние на звучание, чем принято считать. Неудивительно, что подставки для Epos создавались с большим вниманием к деталям. Они состоят из массивного деревянного блока, составленного из четырех склеенных слоев и опирающегося на массивную стальную пластину, которая, в свою очередь, крепится к полу с помощью четырех винтов с контргайками. Верхняя пластина состоит из двух стальных пластин, разделенных слоем битума для изоляции. Чтобы предотвратить падение ES14N, ее можно надежно закрепить на стойке с помощью четырех винтов. Однако, для сохранения качества рекомендуется не затягивать их слишком крепко. Если нет опасности падения колонки со стойки, можно обойтись и без этой фиксации.
Установка акустических систем Epos ES14N должна проводиться тщательно. Вначале мы отказались от шипов на полу, чтобы иметь больше удобства при выборе ширины базы и угла наклона. Когда окончательное положение было найдено, регулируемые по высоте шипы были настроены таким образом, чтобы обеспечить устойчивое положение на полу. Колонки выставляются с помощью уровня. Кажется, что немного похоже на «подковку блохи», но это, например, сказывается на точности воспроизведения вокала. Данный шаг, кстати, является хорошим примером концепции, лежащей в основе этих колонок, потому что для достижения максимального качества звука каждая мелочь имеет значение.
Про звук
Доминик Филс-Аиме сейчас в числе музыкантов, которым выпала честь быть популярным исполнителями на выставке High End в Мюнхене в этом году. Что, однако, неудивительно, потому что композиция Birds идеально подходит как музыкально, так и по звучанию для демонстрации: голос вместе с фоновыми шумами, контрабас, эхо и хор, освещающий левую и правую стороны стереопанорамы в припеве, объясняют явление «трека, играющего везде». Epos создает полное панорамное звучание, безупречное разрешение и передает происходящее во всех трех пространственных измерениях.
Sunny Side Up — это тот джаз, который увлекает слушателя в конце насыщенного дня. Взаимодействие фортепиано, трубы, баса и ударных происходит с такой естественностью и непринужденностью, что вызывает ощущение полного соответствия живому звучанию. Более компактный корпус ES14N по сравнению со стационарными колонками не приводит к потерям в низкочастотном диапазоне. По крайней мере, не в случае с натуральными инструментами, где перебор контрабаса передается ловко и осязаемо. Захватывающе реалистичное звучание можно услышать при воспроизведении трубы, чьи тембры звучат четко и ясно. В целом Epos предлагает звук, который можно смело назвать сильно выше среднего.
Рок-н-ролл
Когда Everlast начинает играть Stone In My Hand, все становится беспорядочным и далеко не аудиофильским. Однако барабанный компьютер и мощный звук гитары вполне приветствуются Epos, и они передают низкий звук с мощью и давлением, не достигая своих физических пределов. Кроме того, они создают прямой доступ к музыке, гитара находится на вытянутой руке, вы сидите в первом ряду, и даже в этом, безусловно, не оптимизированном для акустических деталей произведении ES14N извлекает тонкие нюансы. Здесь также очень хорошо передано пространство сцены во всех измерениях.
Абсолютная неожиданность случается с Laroo Laroo Lilly Bolero, записанной умершей в 2002 году американской певицей Пегги Ли в конце 1940-х годов. Учитывая возраст записи, нельзя ожидать высокого качества звука, и именно поэтому удивительно, как пластично Epos передает голос и оживляет эту композицию. Все детали ритмического сопровождения, записанного с большой любовью, даже приобретают некоторую силу, в то время как на других динамиках они звучат тонко и плоско. Музыку этого жанра трудно переносить на многих громкоговорителях, но с Epos ее можно слушать совершенно спокойно.
С Полом Карраком в сопровождении SWR Big Band мы, наконец, достигаем седьмого неба, как только композиция The Living Years, сопровождаемая фортепиано, начинает медленно раскрываться. Мы слышим, как почти призрачно возникает энергия в низкочастотном диапазоне. И в этой песне голос звучит естественно и впечатляюще реалистично. Превосходны также пластичность и прозрачность воспроизведения: эти колонки действительно просто воспроизводят музыку. Здесь нет нежелательного добавления сигналов от корпуса, фазоинвертора, стойки или даже динамиков. Безусловно, эти Epos ES14N не являются обычными акустическими системами. Их звуковые качества не только удовлетворят вкусы требовательных слушателей, но и продолжат удивлять на протяжении длительного времени.
Интервью:
Fink на High End 2023 с Epos ES14N и Borg
i-fidelity.net: Вы являетесь основателем и генеральным директором компании Fink Audio Consulting и FinkTeam. Почему вы приобрели бренд Epos в 2020 году?
Карл-Хайнц Финк: Epos — просто культовый бренд, и в прошлом у меня было множество взаимодействий с основателем Робином Маршаллом. Кроме того, наш ушедший друг и менеджер по экспорту Дэвид Джефферис долго работал там, поэтому у нас была эмоциональная связь с Epos. Было довольно сложно для меня создать заново такой культовый динамик, как ES-14, не просто механически повторяя старые вещи. Но это было очень весело, и я думаю, что нам не стоит прятаться за старой ES-14. Скоро на рынке появятся еще две модели.
i-fidelity.net: У вас есть представление о том, сколько динамиков вы разработали за свою долгую карьеру?
Карл-Хайнц Финк: Нет, у меня нет такой информации. Но я никогда не оглядываюсь назад, и когда клиенты звонят мне по поводу старых динамиков ALR или IQ, чтобы рассказать мне, насколько все раньше было замечательно, я с удовольствием говорю им, что это не так. Ведь за последние 20 лет мы не просто сидели и занимались ерундой.
i-fidelity.net: В чем различие между разработками, которые вы делаете для FinkTeam, и разработками для Epos ES14N?
Карл-Хайнц Финк: На самом деле их нет. Это та же самая команда с теми же ушами. Единственное отличие — место производства и, конечно, философия создания динамиков, которую мы унаследовали от Epos. FinkTeam находится в Эссене и производит каждый динамик с большим вниманием к деталям (каждую пару прогоняют через прослушивание в нашей комнате, и они слушаются мной или другими коллегами), в то время как Epos производится в Азии. У нас там десятилетние связи с дружественными заводами и собственными специалистами на месте, установившими многие вещи, которые мы делаем в Эссене. Например, там также производится прогрев динамиков перед тестированием.
i-fidelity.net: В видео по установке ES14N сказано, что можно отказаться от закрепления динамиков к стойке, если это не обязательно. Какова причина?
Карл-Хайнц Финк: Есть страны, такие как Япония, где динамики должны быть закреплены, чтобы они не летали по комнате во время землетрясения. Кроме того, это также имеет смысл для семей с детьми, чтобы предотвратить переворачивание. Но можно оставить винты немного раскрученными, так как это, с одной стороны, предотвращает падение, а с другой — не ухудшает звук.
Заключение:
То, что Карл-Хайнц Финк сделал с моделью ES14N, заслуживает всяческих похвал. Неожиданно получить такое удовольствие от прослушивания музыки при настолько доступном ценовом диапазоне было настоящим сюрпризом. Неудивительно, что Epos сразу же станет эталоном в звуковом пространстве i-fidelity.net. Эти динамики не являютсяпредметами роскоши или показной роскошью,они созданы исключительно для того, чтобы передавать звуки во всей их великолепной красоте. Версия ES14N, без сомнения, превзойдет историю успеха своего предшественника.
Посмотреть в каталоге: ES14N
Возврат к списку новостей