Бренд Epos был основан в начале 1980-х годов. Он был своего рода инженерным бунтарем, отказавшимся следовать многим традициям конструкций колонок того времени. В ранние годы ассортимент Epos состоял из двух полочных моделей: крупные и относительно дорогостоящие ES14 и более демократичный младший брат ES11.
Обе модели обеспечивали исключительное качество звука благодаря ряду интересных инженерных решений, таких как сверхпростые кроссоверные сети (которые использовали только один конденсатор), высокоэффективные драйверы средних/низких частот, спроектированные таким образом, чтобы гладко выдавать звук в верхней части их рабочего диапазона, и хитро сконструированные корпусы.
С течением времени компания Epos сменила несколько собственников, и обе модели были заменены более новыми, с более традиционными дизайнами, которые так и не смогли достичь былых высот. В итоге бренд исчез с горизонта. Однако это может измениться, учитывая, что Epos теперь принадлежит Карлу-Хайнцу Финку — победителю премии What Hi-Fi?! 2022 года в номинации «За выдающийся вклад в индустрию» и известному аудиоконсультанту многих крупнейших производителей динамиков в отрасли, включая такие бренды, как Naim, Tannoy, Wharfedale и Mission.
ES14N — это довольно крупный полочный двухполосный динамик, как и оригинал. Оба поколения имеют и другие общие черты, например, металлические твитеры, полипропиленовые конусы для воспроизведения средних/низких частот и заднюю фазоинверторную систему. Но Финк не был заинтересован просто воссоздать обновленную версию оригинала. Он считал, что было бы глупо игнорировать продвижения в области дизайна динамиков за последние четыре десятилетия. В результате во всех аспектах инженерного проектирования ES14N не менее современны, чем сегодняшние конкуренты.
Оба динамика — это новая разработка, специально созданная для этих колонок. Выплавленный методом литья полипропилен, используемый в динамике диамтером 18 см для воспроизведения средних и низких частот, все еще очень напоминает оригинал. Такой размер обеспечивает хороший баланс между расширением басов и способностью воспроизведения средних частот по сравнению с более распространенными вариантами у конкурентов — 20 см или 16,5 см.
В качестве материала для диффузора полипропилен вышел из моды в последние годы. Однако в Epos обнаружили, что при тщательной обработке и изменении толщины в определенных областях результаты могут быть очень хорошими, особенно при использовании диффузора с низкой демпфирующей резиновой окантовкой. Добавление слюды в смесь полипропилена увеличивает жесткость и делает все еще лучше, обеспечивая желаемую комбинацию экспрессии средних частот и отличную динамику басового удара.
Оригинальный СЧ/НЧ-динамик ES14 не имел пыльника, и новое изделие также его не имеет. Вместо этого оно оснащено сплошным металлическим фазовым штырем, который, как утверждается, помогает при работе динамика на высоких частотах и вне оси звукового излучения. Медная звуковая катушка диаметром 36 мм на основе TIL имеет двойную обмотку (стекловолокно и эпоксидная смесь), и при создании гибридной ферритово-неодимовой магнитной системы было уделено большое внимание линейности, низкому уровню искажений и минимальному изменению индуктивности при движении конуса. Последнее, кстати, было проблемой в оригинальном дизайне, теперь она решена.
Динамик для высоких частот также был тщательно переработан. Купол имеет диаметр 28 мм, а не 25 мм, как у оригинала. Больший размер означает, что твитер лучше справляется с нижней частью своего рабочего диапазона, что облегчает интеграцию с динамиком для средних/низких частот. Купол изготовлен из алюминиевого сплава и покрыт керамикой для улучшения жесткости.
Любой твитер с металлическим куполом имеет сильный резонансный пик, здесь он возникает примерно на частоте 30 кГц. Обычно для демпфирования используется феррожидкость, но в Epos считают, что ее применение чрезмерно повлияет на линейность и динамику твитера. Вместо этого компания решила проблему резонанса с помощью демпфирующего кольца особой формы и тщательно разработанного режекторного фильтра в кроссовере. Движет твитером ферритомагнит, который физически больше, чем более модный неодимовый аналог, но также это означает, что за куполом больше места, что снижает компрессию и гармонические искажения.
Относительно традиционный кроссовер ES14N — это крупное отклонение от философии «простота в первую очередь» более старой модели. В Epos решили, что управление откликом нового динамика предпочтительнее осуществлять электрически, а не механически через динамики. В результате кроссовер стал более сложным, чем прежде. Некоторые поклонники Epos могут возразить против этого изменения, но, как всегда, доказательство в звуке.
Дизайн корпуса также изменился. Объем остался примерно таким же, что неудивительно, учитывая одинаковые размеры басовых драйверов и схожий диапазон частот колонок. Однако новая модель имеет наклонную переднюю панель, которая помогает с временной согласованностью драйверов и снижает накопление внутренних стоячих волн. Наклонная передняя панель также придает колонкам несколько причудливый вид, который вызывает разногласия в нашем офисе.
Корпус имеет двухслойную конструкцию из MDF с демпфирующим клеем между слоями. Наклонная передняя панель склеена и скреплена винтами, чтобы еще больше усилить монолитность конструкции. Добавление в определенных местах внутренних перегородок создает отлично контролируемое пространство для работы динамиков.
Для ES14N доступны три варианта отделки: орех, белый и черный. Хотя крупные черты внешнего вида и функциональный стиль ES14N могут не всем понравиться, нельзя отрицать, что они отлично выполнены и имеют качественную отделку.
Производительность любой полочной акустической системы обычно сильно зависит от качества стоек, на которые она установлена. Очевидно, что здесь мы имеем дело с тщательно продуманным проектом, поэтому неудивительно, что Epos выпустили специальные стойки для ES14N. Они имеют разумную цену для своего сегмента рынка и отлично справляются со своей работой, поэтому их следует рассматривать как необходимую покупку.
Стойки Epos имеют многослойную деревянную центральную колонну, склеенную вместе тем же амортизирующем клеем, что и корпус ES14N. Верхняя стальная пластина состоит из двух слоев с амортизационной прослойкой из битума в середине, а основание — более крупная одинарная стальная пластина, на которой расположены четыре массивных шипа. Мы не имеем претензий к общей конструкции стойки, но винты, которые используются для сборки и фиксации динамиков на верхней площадки, не очень хорошего качества. Они быстро оставляют заусенцы, и мы бы предложили заменить их на что-то более прочное.
Совместимость
Любая акустика на этом уровне требует системы высокого класса. Основная часть тестирования проводится на нашей обычном референсном сетапе: музыкальном стримере Naim ND555/555 PS DR, проигрывателем виниловых пластинок Technics SL-1000R/Kiseki Purpleheart и усилителем Burmester 088/911 Mk III. Однако, учитывая цену Epos, имеет смысл попробовать их и с более доступным по цене усилением, поэтому мы также используем усилители Rega Aethos и Naim SuperNait 3 во время прослушивания.
В плане расстановки акустики все довольно просто. Хотя их бас контролируется достаточно, чтобы разместить колонки близко к стене, мы предпочитаем расположить ES14N на расстоянии около 90 см от задней стены. Это позволяет максимально использовать их мастштабную сцену и улучшить определение низких частот. Мы рекомендуем держать их подальше от боковых стен, если это возможно, и наклонять их в сторону места прослушивания. Не переборщите здесь, иначе сцена станет перегруженной.
Звук
Для нас акустические системы ES14N стали чем-то вроде медленно горящего фитиля. Удивительная четкость и точность звучания становятся ясными сразу, но наше первое прослушивание было немного омрачено тем, что верхние частоты звучали неровно и слишком тонко, а динамика в целом была немного сдержанной. К счастью, это впечатление со временем меняется, когда колонки прирабатываются, и тогда они начинают звучать гармонично и сбалансированно. Верхние частоты становятся более спокойными и прекрасно интегрируются с серединой, предлагая такое же плавное исполнение, какое мы ожидали услышать на этом уровне. Динамика также значительно прибавляет в выразительности.
Эти полочные колонки отличаются великолепной аналитической составляющей, контролем и организацией звучания. Если дать им сложную запись, например, «Весну священную» Стравинского, то они заглянут глубоко в ее звуковой поток, раскрывая низкоуровневые инструментальные детали и динамические нюансы, которые многие конкуренты просто игнорируют.
ES14N звучат смело и уверенно, не паникуя даже на самых сложных музыкальных произведениях. При увеличении громкости они остаются сбалансированными и собранными, а при низком уровне звука — убедительными. Иметь хорошее звучание на низком уровне громкости — это редкий талант, который мы очень ценим. Всегда будут моменты, когда вы не сможете слушать музыку на максимальной громкости, и эти колонки не будут вас за это штрафовать.
Мы впечатлены широким динамическим диапазоном ES14N и их способностью воспроизводить симфонию с полной уверенностью. Немногие конкуренты справляются с этим так же хорошо. При правильной установке они проецируют обширное звуковое поле.
Количество баса, предоставляемое ES14N, приятно сбалансировано с остальным диапазоном частот.
Часто производители высококлассных полочных колонок стремятся к доминирующему количеству басов, чтобы произвести впечатление. Недостатками часто являются несбалансированность и нечеткость. Разумный подход ES14N означает, что они не страдают от этих проблем.
Мы переключаемся на альбом Heligoland группы Massive Attack, и колонки Epos продолжают блистать. Они звучат четко и ясно при воспроизведении этой музыки, демонстрируя достаточный удар и ловкость при необходимости. Нам нравится открытый и четкий средний диапазон ES14N и естественный способ, которым они воспроизводят вокал.
В идеальном мире мы хотели бы большей ритмичности. Оригинальные модели Epos считались исключительными в этом отношении (в то время), но новые более точно описываются как уверенные, а не энергичные. Это проблема? Мы так не думаем. Музыка все еще захватывающая, и мы слушаем все наши тестовые треки до конца, что всегда является хорошим знаком.
Во время нашего знакомства с ES14N, мы прослушали широкий диапазон музыки и они нас никогда не подводили. Звучание достаточно грубое, чтобы отыграть Nirvana, а также мы получаем правильную изысканность и утонченность, когда наслаждаемся музыкой Arvo Pärt (прекрасными альбомами Litany и Tabula Rasa, если вас интересует конкретика). Разрешение Epos становится заметным с Tabula Rasa, которые могут звучать слишком резко, но не в данном случае.
Вердикт:
Всегда трудно оценить, когда производители возвращают знаменитое имя из прошлого. В таких обстоятельствах часто преобладает ностальгия, и всегда будут те, кто предпочтет оригинал. В прошлом у нас была пара оригинальных Epos ES14, и мы их любили. Мы можем сказать, что новые модели во многих отношениях существенно отличаются и во всех отношениях значительно превосходят предшественников, как и должно быть, учитывая более высокую цену и прогресс, достигнутый в конструкции динамиков за десятилетия.
На наш взгляд, наиболее важным является то, как эти колонки звучат в сравнении с конкурентами на современном рынке. В этом отношении ES14N лучше других. Они прекрасно сбалансированы и аналитичны, они предлагают всестороннюю производительность, которую мы не слышали у других конкурентов в этом ценовом сегменте. С возращением, Epos!