Сегодня вышел отличный обзор Stereo.ru новой линейки компонентов Voyage от Creek Audio
15.06.2021
Он особо примечателен тем, что в нем лично принял участие один из ведущих инженеров «Ручья», трудившийся над компонентами Voyage, в особенности над усилителем i20, основное внимание которому уделено в данном тесте.
Тест интегрированного усилителя Creek Audio Voyage i20: полный контроль над мощностью и детальностью
Новая линейка Voyage от компании Майка Крика ознаменовала переход бренда на новый уровень качества, позиционирования и… стоимости. Усилитель под индексом i20 призван работать с широким диапазоном акустики, даже с капризными и сложными в раскачке моделями и, как выяснилось, с этим он справляется на высокую оценку.
Мне повезло. Звезды сложились таким образом, что именно в день теста в офис компании Homesound заглянул один из разработчиков Voyage i20 – Антон Тищенко, который этим же вечером улетал обратно в туманный Альбион. Ранее мы публиковали подробное интервью с Антоном, где наш соотечественник рассказал, как он увлекся аудиотехникой, получил в Англии образование инженера-акустика, а затем и приглашение работать в команде Майка Крика. Так что на этот раз технические пояснения к компонентам у нас будут от первого лица.
На стойке для аппаратуры уже расположились два внешне схожих аппарата — сам интегрированный усилитель Voyage i20 и родственный плеер Voyage CD. Стилистически их объединяет подчеркнуто лаконичный дизайн с крупным прямоугольно-овальным OLED-дисплеем. Антон в команде принимал участие в работе над всей линейкой Voyage, но основное время уделил именно усилителю.
Серия Voyage ознаменовала решительный поворот в инженерной и ценовой политике компании, которая, в первую очередь, заметна переносом производства в Европу. Однако ранее сам руководитель Майк Крик объяснил российским партнерам, что дело далеко не в смене локации. Новизны очень много: повышенный уровень качества комплектующих и сборки, скрупулезный подход к разработке и здесь же сокращение тиража вместе с неминуемым повышением стоимости.
Майк пришел к выводу, что производство в Китае выгодно лишь при значительных объемах производства. Но чтобы продаваться в больших количествах, массовый продукт должен быть относительно недорогим и, увы, не столь элитным в плане качества. И здесь проявил себя тот самый английский подход, который отличается от американского: товар не просто должен быть коммерчески успешен, но еще и радовать звуком лично владельца и идейного вдохновителя компании, иначе изделию нечего делать на рынке.
С новой энергией
Руководство компании решило, что новый усилитель ощутимо превзойдет предшественника из линейки Evolution в качестве звука и в совместимости с акустикой. Особое внимание здесь уделили главному новшеству — высокочастотному импульсному блоку питания. Антон, который в четырехлетней работе команды над этим элементом сам посвятил ему около года, в беседе особо подчеркнул, что стереотипы в отношении импульсников не имеют никакого отношения к Voyage i20.
Ведь как обычно считается: на вершине рейтинга источников питания располагается этакий крупный и увесистый тороидальный трансформатор, ниже — его Ш-образный коллега и в самом низу уже «простые и дешевые» импульсники. Но — объясняет Антон — не надо путать недорогие китайские блоки, которые штампуются миллионами, с действительно штучной разработкой.
На самом деле, если создавать и настраивать LLC resonant converter (Антон по привычке часто переходит на англоязычные термины) под конкретные аудиокомпоненты, то импульсник по себестоимости сопоставим с «тором», если даже не выходит дороже. Для интегрированного усилителя этот источник энергии, который, по сути, заменяет тяжелый полуторакиловаттный блок питания, стал решением многих сопутствующих проблем.
В компании считают, что резонансные блоки питания лучше других подходят для аудиотехгники из-за способности стабилизировать напряжение за счет изменения частоты работы импульсного блока. Еще одним преимуществом LLC резонансных импульсников являются низкие потери и, как следствие — малые электромагнитные помехи для других элементов усилителя. Недостатком же можно назвать сложность схемы и относительно высокую стоимость в сравнении с классическими импульсниками.
Если мы имеем дело с «тором» или Ш-образным трансформатором, то обычно, когда питание берется из «одного резервуара», на низкой частоте регулярно возникают «просадки», и тогда на отдельные элементы порой не хватает энергии. Вот потому некоторые производители отдают предпочтение многоблочным конструкциям с собственными источниками питания.
С новым же высокочастотным и стабилизированным по напряжению импульсником, где напряжение, в зависимости от нагрузки, не варьируется на выходе, не возникает такого дефицита и с очень требовательными колонками — даже при капризной электросети в доме. Практическим результатом стало улучшение звучания на низких и средних частотах при высокой мощности — достичь этого же на тороидальных трансформаторах, при прочих равных, возможно лишь в высокомощных моноблоках.
Еще одним решением, которого не было в Evolution, стал отказ от конденсаторов, стоявших на выходе для компенсации постоянного тока. Да, обычно эти элементы убирают DC-сигнал, выравнивают характеристики, но и сами негативно влияют на качество звука, в частности, на низкие частоты. В Voyage i20 — пояснил Антон — мы применили так называемый DC servo, то есть операционный усилитель с полевым входом (OPA2134), настроенный в конфигурации интегратора. Он поддерживает нулевой постоянный ток на выходе, как в предусилителе, так и в самом усилителе.
Также Антон обратил наше внимание на регулятор громкости в предварительной аналоговой секции, изготовленный на топовом чипе Muses72320 — он позволяет менять сигнал в пределах 111,5 дБ с шагом в 0,25 дБ. Этот блок обеспечивает крайне низкие уровень шума и коэффициент искажений, а также обеспечивает минимальную наводку (-120 дБ) между каналами. Это стало существенным улучшением в сравнении с предыдущей линейкой Creek. Также повысилось и качество самих входов-выходов, которые теперь сделаны из твердых материалов от европейских производителей.
Главное — меньше отсебятины
«Мы решили, что новый усилитель должен минимально искажать музыку, — рассказывает Антон. — Необходимо воспроизводить ее как можно ближе к видению звукорежиссера. Другими словами — отрабатывать весь диапазон частот, по возможности, без изменений. Проверенным решением стала способность усилителя работать в классе G, который включается на очень большом уровне громкости (и 99% времени мы обходимся без него). Фактически, у нас получился усилитель класса АВ, с дополнительным набором транзисторов, которые вступают в работу лишь при высокой нагрузке».
В AB-секции усилителя Voyage i20 команда Creek применила сочетание биполярных транзисторов Sanken STD03. При этом схема G-lifter была разработана практически с нуля. Для достижения большей мощности и улучшенных показателей по искажениям использовали совершенно новую схему из шести полевых транзисторов.
«Тут нам могут задать вопрос, — продолжает Антон, — как быть с характерным звучанием "мосфетов"? Достаточно вспомнить старую линейку усилителей Creek Destiny, где эти транзисторы как раз и добавляли свой узнаваемый почерк. Но сейчас у нас совсем не те "мосфеты", которые изменяют звук, а так называемые "быстрые" (fast switching) элементы, не вносящие заметных искажений».
Преимущество G-схемы заключается не только в высокой эффективности, но и в большем выборе решений для разработчиков. Ведь для достижения такого же уровня громкости и мощности в АВ-классе понадобится более высокое напряжение — на 50 – 70 В. Однако транзисторы, работающие с такими показателями, не всегда подходят для аудио — они недостаточно «музыкальны». В G-классе мы имеем дело с не столь высоким напряжением, а значит существенно расширяется выбор транзисторов, позволяющих достичь желаемого звучания. (Подробнее о классе G можно прочесть в комментариях Антона к упомянутому выше интервью).
Когда я спросил Антона, будет ли заметна разница в качестве звука после переключения в G-режим, он иронично ответил, что это обычно происходит на такой громкости, когда нюансы почти неразличимы — как если бы мы пошли в ночной клуб и пытались угадать тип усилителя, раскачивающий грохочущие колонки. Все-таки, отметил он, человеческий слух более восприимчив на относительно небольшом уровне громкости, например, мастеринг звука чаще делается на уровне порядка -20 дБ.
Voyage i20 располагает впечатляющим набором аналоговых и цифровых входов, среди последних — пара коаксиальных, еще два оптических и один USB type-B. Поэтому усилитель оснастили одним из самых продвинутых ЦАПов от Asahi Kasei — AK4493EQ. Этот же чип установлен и в родственном CD-плеере. Кстати, Антон в целом согласился с мнением, что внешние цифровые источники обычно обрабатывают цифровой сигнал лучше, чем интегрированные усилители, куда порой ЦАП вставляют «чтобы был», но заверил, что в нашем случае чип «обвязан и приготовлен» действительно на совесть.
Здесь на выходе ЦАПа разработчики использовали проверенный аудиофильский операционник LM4562, а на сигнале задействованы только резисторы класса MELF и конденсаторы из полипропилена (PP) для фильтрации. Как мы уже отметили, конденсаторов на сигнале в усилителе нет принципиально.
Забегая вперед, можно сказать, что обработка цифрового сигнала CD-плеером и усилителем при прямом сравнении оказалось на слух очень схожей, и Voyage i20 вполне можно рекомендовать в пару к качественному стримеру или транспорту.
Легких путей не ищем
Испытывать усилитель мы решили с британскими двухполосными напольниками Acoustic Energy АЕ 509 – по трем причинам. Во-первых, «500-я» серия с карбоновыми диффузорами выделяется высокой скоростью и буквально хирургической точностью воспроизведения. Во-вторых, эти колонки отличаются необычайно глубоким и выразительным для своего формфактора басом, который, вопреки официальным паспортным данным, порой воспринимается чуть ли не на грани инфразвука — все благодаря особой конструкции корпуса, фазоинвертора и встроенному резонатору Гельмгольца.
И в-третьих, эта серия очень любит ток и особо требовательна к усилению, так что извлечь максимум из этой акустики способен далеко не каждый мощный усилитель. Можно еще добавить, что нам пришлось как следует повозиться с расстановкой колонок, когда смещение буквально на несколько сантиметров радикально влияло на басовые партии. Словом, вызов усилителю был серьезный.
Источником сигнала мы, разумеется, выбрали плеер Voyage CD, подсоединенный к аналоговому входу. Также в качестве сетевого транспорта был использован универсальный проигрыватель T+A MP 2000 R MKII, который подключили к музыкальному сервису Deezer (Hi-Fi), он передавал сигнал на усилитель по SPDIF. Для чистоты эксперимента мы не стали задействовать восемь чипов (по четыре на канал) Burr-Brown, установленных в MP 2000, а дали возможность проявить себя ЦАПу, встроенному в Voyage i20. Надо сказать, что ЦАП усилителя оказался весьма чувствительным к качеству цифрового сигнала и умению сетевого транспорта точно передавать музыкальный поток, поскольку обнаружилось, что при подключении стримеров не столь высокого класса терялась изрядная доля нюансов записи.
Невозмутимый укротитель
…Вот кто-то называет звучание группы Muse «грязным», а ведь Мэтью Беллами старается для вас и специально работает над «дисторшн» — заказывает гитары и примочки к ним под конкретные альбомы и туры. И хорошо, что кооперация Voyage i20 и Acoustic Energy АЕ 509 позволяет расслышать все микронюансы и оценить замысел музыканта и звукорежиссера. Заодно исчезают надоедливые сибилянты, которые, в частности, мешали мне в композиции «Animal».
Также тандем усилителя и колонок играючи разбирается почти с любым воплощением злобного метала, где, скажем, суровые викинги из Amоn Amarth обрели детальную россыпь бас-бочки и предельно отчетливые гитары, после чего мне даже захотелось переслушать многие творения сего жанра. Да и в композиции «Radio» от Rammstein среди рева гитарных риффов удалось буквально прочувствовать дрожание струн.
Здесь вообще можно развлекаться игрой в «протри уши», когда привычные треки обретают четкость и детальность. Вот, скажем альбомы «Hysteria» и «Pyromania» от Def Leppard всегда казались мне несколько мутноватыми, а сейчас они прозвучали очень чисто и отчетливо. Правда, подобное «просветление» я не раз слышал и раньше — только на сетапах раза в полтора-два дороже.
Оценить звучание баса, которому разработчики усилителя уделили особое внимание, помогут записи норвежской певицы и автора песен Kari Bremnes. В отдельных ее композициях низкие частоты ощущаются не слухом, а буквально кожей. Остается удивляться способности колонок выдавать такой звук при не столь внушительной на вид акустической вооруженности и работе самого усилителя, как будто заставляющего динамики трудиться в нижнем диапазоне сверх своих возможностей.
Кстати, судя по индикации, усилитель до сих пор преспокойно работал в режиме АВ, хотя с громкостью мы не жадничали. Самое время проверить его некомпрессированными треками с большим динамическим диапазоном — лучше симфоническими композициями. Например, очень масштабным и насыщенным произведением Wheel Of Fortune Ханса Циммера, написанным к фильму «Пираты Карибского моря 2».
И только сейчас индикатор показал, что при прослушивании усилитель несколько раз переключался в режим G, хотя заметить это на слух никому из нас не удалось. А вообще-то, Антон поскромничал, говоря, что на таком уровне громкости нам будет не до нюансов — усилитель с колонками по-прежнему позволяли различать отдельные инструменты и их расстановку на сцене, а не вываливали на слушателей абстрактную «струнную и духовую» массу, как в подобных случаях бывает у сетапов попроще.
В этот раз мне так и не удалось найти музыкальный жанр, который бы оказался не по зубам Voyage i20. Джаз?.. Получите максимум объема и деталей, причем без нарочитой духовой визгливости. Электроника, будь то Infected Mushroom или Yello?.. Вот вам буквально голографический звуковой образ. Даже кислотный дабстеп не выжигает уши и звучит довольно привлекательно.
Вывод
Усилитель Voyage i20 отлично проявил себя в качестве укротителя непростых в раскачке колонок, причем, как и полагается «талантливому руководителю», он не демонстрировал собственный характер и словно оставался в тени, предоставляя возможность раскрыться другим компонентам и музыкальному материалу. За несколько часов ничто не заставило его споткнуться либо проявить неуверенность в подаче.
ДОСТОИНСТВА
Подчеркнуто нейтральное чистое звучание, уверенный контроль акустики на всем частотном диапазоне, объемная глубокая сцена, высокая детальность, качественная обработка сигнала встроенным ЦАПом.
НЕДОСТАТКИ
Придраться не к чему, кроме цены (к слову, по курсу даже меньшей, чем в самой Англии)