Тест микросистемы «все-в-одном» T+A Caruso 2020: и тенором, и басом. Stereo.ru
18.12.2020
Немецкая компания Т+А выпустила новое поколение микросистемы Caruso, которая в компактном корпусе объединила развитый сетевой функционал, удобное управление, мощный блок усиления, качественную акустику и широкие возможности работы с периферией. А главное — звук здесь совсем не «микро»…
Практически вся продукция Т+А позиционируется как High End и сопровождается соответствующей ценовой политикой. Потому мало кто удивился, когда уже из первых анонсов Caruso 2020 стало ясно, что стоимость этого компактного устройства «все-в-одном» сопоставима с иными полноразмерными Hi-Fi системами. Вот только не у каждого любителя музыки есть желание и возможность разместить пару колонок и несколько компонентов.
Эта микросистема — не первая в линейке компании, и опыт продаж показал, что подобные аудиоустройства охотно размещают в дорогих кабинетах, престижных офисах и апартаментах, со вкусом обставленных спальнях и т.д. И нередко в доме уже есть более масштабная (и дорогая) стереосистема.
Внешне Caruso 2020 являет собой наглядный образец хайтек-минимализма. В отделке практически кубического корпуса (290х290х270 мм) преобладают алюминий и стекло. Логическим центром фронтальной панели стал 7-дюймовый сенсорный экран, над которым ненавязчиво расположилась щель для компакт-дисков.
Управление системой осуществляется с помощью фирменной T+A Caruso Navigator OS, простой и лаконичной — даже не особо опытный пользователь разберется в ней без штудирования инструкции. Похожий интерфейс содержит и одноименное приложение для устройств на Android и iOS — T+A Caruso Navigator, работающее, когда устройства находятся в одной сети Wi-Fi. А сторонники старых добрых клавиш могут управлять основными параметрами с помощью стильного алюминиевого пульта.
Как дополнительный элемент дизайна на нижней панели предусмотрена подсветка, где вы можете настроить цвет, а также выбрать между непрерывным свечением или мерцанием (или выключить ее вовсе). Хотя эта функция не относится к звуку, однако она удачно сочетается с дизайном и создает особую атмосферу, так что у меня не возникло желания избавиться от нее.
Физических кнопок и рукояток на корпусе микросистемы не предусмотрено. Видимо, разработчики посчитали, что при наличии безукоризненно работающего сенсорного экрана с дополнительными органами управления выйдет явный перебор — да и ровные стенки кубического корпуса это бы не украсило.
Задняя панель Caruso 2020 демонстрирует, что система не только совершенно самодостаточна, но и способна работать с разнообразными внешними компонентами. Здесь вы найдете входные разъемы: по два аналоговых RCA, цифровые коаксиальный и оптический, USB тип А и два LAN-входа. Также тут предусмотрены аналоговые выходы: Pre Out RCA, Out RCA для сабвуфера и 3,5-мм гнездо для наушников 32 Ом/30 мВт.
Пара антенн указывает на развитые сетевые функции — и здесь Caruso 2020 есть, чем похвастаться. Через фирменные приложения вы можете управлять стриминг-подписками в Spotify, Tidal, Deezer, Qobuz, Amazon Music и некоторых других сервисах, а также своими коллекциями через Roon и из NAS-сервера.
Функция Spotify Сonnect позволяет слушать музыку с помощью родного приложения. «Яблочные» устройства могут связываться с микросистемой и управлять ей без внешнего приложения напрямую через протокол Apple AirPlay 2, а еще организовать внутри домашней сети Apple-мультирум из нескольких Caruso. Также доступно соединение через DLNA.
На этом фоне мало кого можно удивить приемом-передачей музыки по Bluetooth (aptX, AAC) и работой с аналоговым FM-радио и цифровым DAB/DAB+.
Мало места, много «железа»
Признаюсь, мне всегда нравились микросистемы как дополнительные «кухонно-спальные» решения, хотя постоянно приходилось мириться с не особо впечатляющими характеристиками прилагаемой акустики. Но только не в этом случае. Компания T+A умудрилась разместить в своем компактном кубике полноценный вариант 2.1 с семью динамиками.
Прежде всего, здесь очень солидная для такого формфактора низкочастотная секция, где основную работу выполняет расположенный на нижней панели 170-мм сабвуфер. А на боковых стенках разместились пассивные НЧ-излучатели такого же диаметра.
За средние частоты отвечает пара овальных 100х40-мм диффузоров, а верхи обслуживают 20-мм тканевые твиттеры. Про технические особенности динамиков фирма особо не распространяется, подчеркивая лишь, что они специально разработаны для этой системы с применением «мощных магнитов».
Средне- и высокочастотные динамики раскачиваются двумя 50-Вт усилителями, а для сабвуфера предусмотрен 100-Вт блок. Прежде чем превратиться в акустические колебания, цифровой сигнал обрабатывается по схеме direct digital: то есть подается на DSP и оттуда — на блок усиления, без промежуточной аналоговой конвертации.
Система Caruso 2020 прежде всего заточена на работу с цифрой, и аналоговые входы здесь второстепенны, а поступающий на них сигнал тоже предварительно оцифровывается. Но компания Т+А как раз заслужила репутацию умельцев, способных превращать «единички и нули» в живое естественное звучание, что мы в очередной раз и проверим.
Не верь глазам своим (только ушам)
В специально оборудованной комнате для прослушивания одинокая микросистема смотрелась как-то несерьезно, но только до появления первых звуков… Как выяснилось, качественные записи со стриминг-сервисов в интерпретации Caruso 2020 практически не уступают компакт-дискам — и потому при тестировании чаще использовался Tidal.
Я был настроен решительно и потому без сантиментов сразу начал с быстрого метала. Скоростную бас-бочку от DragonForce аппарат отработал вполне достойно, равно как и не испугался звучания Amon Amarth. Впрочем, чтобы сделать звук массивнее, мне пришлось сдвинуть ползунок низов в настройках.
Там же можно управлять шириной сцены — да и в целом, рекомендую не стесняться широко использовать возможность коррекции звука. Умный DSP в любом случае постарается сделать подачу максимально натуральной.
Концертная версия «Enter Sandman» Metallica прозвучала даже лучше, чем у иных компактных полочников из Hi-Fi-линеек. Здесь чувствовался полноценный панч, массивность и объем с хорошо прописанным вокалом на переднем плане. При этом, несмотря на приличную громкость, можно было без труда делиться впечатлениями с собеседником, что говорит о высоком классе динамиков.
Непременный элемент прослушиваний и выставок — композицию «What Do You Want From Me» от Pink Floyd — аппарат подал очень сбалансированно, объемно, с широкой сценой. И снова я поймал себя на мысли, что сравниваю Caruso 2020 не с микро/минисистемами и прочими современными «радиолами», а с полноценными раздельными стереокомпонентами, пусть и не из топовых линеек.
Если говорить об объеме, то здесь, пожалуй, больше заслуги DSP, нежели самой записи. Трудно рассуждать о полноценном стерео и том самом «равнобедренном треугольнике» при расположении колонок и слушателя, когда ты сидишь в трех метрах от 29-см кубика.
Скажем, в альбоме «Queen II» 1974 года, где молодые музыканты вдоволь порезвились за пультом, перебрасывая голоса между стереоканалами, пресловутых эффектов не особо-то и слышно. Однако звук заполняет всю комнату и делает виртуальную сцену очень широкой.
При этом в альбоме американской неосвинговой группы The Hot Sardines «French Fries + Champagne» в MQA-формате мне удалось отчетливо представить расположение музыкантов не только фронтально, но и в глубину — хотя и было ощущение, что они стоят плечом к плечу в большом зале.
Вообще же, джаз, свинг, камерную классику, равно как и остальную акустическую музыку, Caruso 2020 подает натурально и совершенно без той цифровой «усредненности» либо карамельной красивости, чем порой грешат DSP классом пониже.
Записи живых симфонических концертов и оперы тоже подаются эффектно из-за того, что микросистеме чаще удается отделить зал с аплодирующими (или покашливающими) зрителями от сцены. И снова звуковое пространство виртуально разворачивалось на всю ширину комнаты, а порой и за ее пределы, хотя исполнители каждый раз словно пытались сгрудиться поближе к середине — но это уже влияние формфактора устройства.
Обычно у любого DSP не бывает проблем с электронной музыкой, и стоило ожидать, что аппарат от T+A справится с ней «на пятерку». Так и вышло. Композиция «Waba Duba» из нового альбома Yello прозвучала просто отлично без всяких скидок на форму и размеры аппаратуры: объемно, насыщенно, забойно и детально. Старый добрый Kraftwerk, впрочем, оказался не хуже.
Похоже, что Caruso 2020 изначально планировался как многожанровый аппарат, и он действительно способен эффектно подать практически любое музыкальное направление кроме совсем уж лютого метала — да и здесь есть возможность чуть выправить ситуацию с помощью настроек.
Вывод
Caruso 2020 являет собой концентрат технологий в компактном корпусе и достоин называться настоящим Hi-Fi-устройством. По звучанию аппарат успешно противостоит некоторым полноразмерным стереокомпонентам, а по удобству и сервисным функциям — превосходит многие из них.
Конечно, тут найдутся оговорки, связанные с ограничениями в звучании из-за физических размеров устройства и особенностей его использования. Но разработчикам удалось прыгнуть на пару голов выше, чем можно было ожидать в данном сегменте.
Достоинства: качественный объемный звук, многожанровость. Широкие сетевые возможности, работа с аудиопериферией. Удобное управление через различные интерфейсы. Эффектный дизайн, качественные материалы и сборка.
Недостатки: цена устроит не всех. Из-за формфактора есть некоторые ограничения в передаче стереоэффектов.