Акустические системы T+A S 2200 CTL вошли в рейтинг лучших 2019 года от журнала «Салон Audio Video» и были отмечены наградой «Выбор эксперта»
05.02.2020
Акустические системы T+A Criterion S2200 CTL
В новой линейке немецкого производителя три модели, и все они напольные, с очень необычными динамиками. Акустическое оформление – Transmission Line увеличенной длины для воспроизведения самого низкого баса. С особенностями новинок знакомимся на примере старшей системы, оснащённой двумя 22-сантиметровыми НЧ-драйверами. Попробуем поддать им жару!
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ
Немецкая компания Т+А, недавно отметившая свой 40-летний юбилей, всегда славилась нестандартным подходом к проектировании аудиотехники и безупречным претворением своих идей в реальную жизнь. И что мне особенно нравится, её специалисты не останавливаются перед конструктивными трудностями – объединяют в усилителях лампы и транзисторы, а в акустических системах используют решения, на которые редко отваживаются другие производители.
Принцип действия – примерно тот же, что у органа, в котором при движении воздуха по трубе выделяется одна, резонансная частота.
В частности, это акустическое оформление «Трансмиссионная Линия» (далее в тексте просто ТЛ), которое компания предпочитает всем остальным. И недавно вышедшая линейка Criterion CTL не исключение – в ней реализована версия Compensated Transmission Line, что и отражено в её названии. ТЛ, по сути, это лабиринт внутри корпуса, длина которого жёстко связана с параметрами динамика, который на него работает. Принцип действия – примерно тот же, что у органа, в котором при движении воздуха по трубе выделяется одна, резонансная частота. ТЛ настраивается так, чтобы скомпенсировать падение отдачи НЧ-головки ниже её собственного резонанса. Один конец лабиринта выводится наружу, и его излучение по фазе совпадает с излучением диффузора, за счёт чего повышается отдача энергии. Кроме того, ТЛ позволяет получить меньшие искажения, чем в системе с фазоинвертором и ускорить отклик на резкие пики сигнала. Проблем у такой конструкции тоже немало, но все они разрешимы. Из-за огромного количества влияющих факторов точной методики проектирования лабиринта — его длины, профиля и степени демпфирования – до сих пор не существует, не говоря уж о компьютерных программах. Все расчёты, как правило, делаются эмпирически, после чего опытный образец окончательно доводится на испытательном стенде. Как вы понимаете, это не дёшево. Кроме того, не все динамики подходят для такого оформления, и разработчику приходится идти на компромисс, занижая требования к конечному результату. Именно поэтому компаний, выпускающих акустику с лабиринтом, можно пересчитать по пальцам одной руки.
У Т+А в этом отношении два больших преимущества. Во-первых, огромный практический опыт в разработке ТЛ, накопленный за несколько десятилетий. Во-вторых, производство собственных динамиков с параметрами, необходимыми для получения максимального качества звучания. У старшей модели Criterion S2200 CTL в басовом звене задействована пара 22-сантиметровых драйверов с абсолютно идентичными характеристиками. У них очень низкая резонансная частота, литая корзина, мощный магнит и подвес, рассчитанный на большие смещения. На диффузорах имеются радиальные выпуклости – рёбра, снижающие изгибную деформацию и искажения на повышенной громкости. Тандем работает в отдельном отсеке, который соединяется с лабиринтом (см. рис.1) – узким каналом, имеющим выход наружу через прямоугольный вырез в днище корпуса. Компенсация фазовых искажений происходит за счёт верхней камеры, создающей задержку звуковых волн, которые после отражения складываются в лабиринте с основным потоком.
Во избежание резонансов и посторонних призвуков канал задемпфирован звукопоглощающим материалом. Заявленная нижняя граница рабочего диапазона 22 Гц, а ведь такая глубина не каждому сабвуферу подвластна.
15-сантиметровый среднечастотник был также разработан для новой линейки и имеет похожий диффузор с радиальными рисками. Герметичная камера, в которой установлен эта головка, защищает его от воздействия заднего излучения басового звена. Ему отведён диапазон 200 – 2000 Гц, чтобы голосовой и инструментальный спектры по максимуму попадали в одну полосу.
В соответствии с фирменной концепцией Constant Directivity СЧ-головка и дюймовый твитер образуют пару с единой диаграммой направленности. Для этого ВЧ-купол из тонкой пропитанной ткани помещён в короткий волновод, вырезанный в толстом переднем щите. Остальные динамики также слегка утоплены в него и крепятся изнутри, поэтому ни винтов, ни декоративных фланцев у колонок серии Criterion CTL нет.
О разделительных фильтрах информации мало – известно лишь, что они построены по принципу Fast Signal Response и предусматривают четырёхпроводное подключение.
На диффузорах имеются радиальные выпуклости – рёбра, снижающие изгибную деформацию и искажения на повышенной громкости.
Корпус собран из фрагментов, с большой точностью выточенных из MDF и HDF – древесно-волоконных плит различной плотности. Лабиринт, проходящий по всей высоте, является также элементом, стягивающим боковые стенки и, соответственно, увеличивающим жёсткость. В основании имеется толстая пластина из алюминия, в которую выведен «живой» конец ТЛ и вкручиваются изолирующие шипы. На выбор предлагается шесть вариантов внешней отделки — черный или белый лак, арктическое серебро, тёмный орех, выбеленный дуб и глянцевое углеволокно.
Разумеется, при прослушивании первым делом я обратил внимание на басовый регистр – не часто же доводится испытывать акустику с таким НЧ-оформлением. На первый взгляд, ничего выдающегося – бас присутствует, но не выделяется из общего спектра. А вот если подольше погонять знакомые треки, становится понятно, что так и должно быть. Нижний регистр органично, без горбов и гармоник расширяет тональный баланс вниз до любых частот, имеющихся в записи. Вторая причина, почему бас идеально вписывается, заключается в его скорости. При плотной звуковой панораме, например, на фрагменте симфонической музыки, где резко и одновременно вступает весь оркестр, от тубы и большого барабана до литавр и тарелок – нет ни малейшего временного рассогласования между инструментами. Мгновенная атака по взмаху дирижёрской палочки в живом исполнении ошеломляет, а здесь примерно тот же эффект получается при воспроизведении. Кроме того, лабиринт не даёт посторонних призвуков, а это очень большая редкость. Бас, и нижняя середина у Criterion S2200 CTL подкупает не только основательностью, но и предельной чистотой. Удар не затянут, естественные реверберации не заглушены, подача энергичная и открытая, поэтому слушать систему интересно, независимо от характера музыкального жанра. Конечно, оконечники T+A M-40 HV, да ещё в режиме bi-wiring, который мы задействовали, это перебор с точки зрения мощности, но хотелось выявить весь потенциал топовой модели АС из новой линейки. А он очень внушителен, что чувствуется по способности держать удар с широким спектром – на tutti оркестра или мощных пассажах драм-н-бейс.
Кстати, эти гибридные моноблоки в новом сочетании зазвучали совершенно по-иному – более душевно, с прекрасной «тёплой» серединой и очень комфортным верхом. Принцип Constant Directivity на практике означает широкую зону стереоэффекта, телесность виртуальных образов и точную передачу пространственных эффектов – перемещающихся объектов, ревербераций и т.п. Поскольку твитеры расположены на высоте головы сидящего слушателя, локализация получается на редкость точной и совершенно адекватной той картине, которая задумывалась при сведении фонограммы. Расклад голосов и инструментов прекрасно чувствуется по их пространственному расположению.
Мгновенная атака по взмаху дирижёрской палочки в живом исполнении ошеломляет, а здесь примерно тот же эффект получается при воспроизведении.
Самое примечательное, что даже в относительно небольшом помещении этим башням не было тесно – они не гудят, не теряют контроль над басом, не выдают «кашу» на сложных произведениях. Но лучше всего их достоинства всё же проявятся при свободном расположении в более-менее открытом пространстве – сногсшибательная динамика в сочетании со способностью филигранно прорисовывать музыкальное полотно, плюс тщательно проработанная ритмическая структура произведёт очень сильное впечатление даже на очень требовательных меломанов.