Новинка 2018 года от Acoustic Energy — серия 300. Напольники этой линейки побывали в руках опытных экспертов самого популярного русскоязычного Hi-Fi-издания Stereo.ru и... сдали экзамен на 5
17.09.2018
Предлагаем вашему вниманию замечательный тест АЕ309, в котором автор постарался максимально подробно и внимательно рассмотреть каждый аспект этих, простите за пафос, великолепных колонок.
Тест напольной акустики Acoustic Energy AE309: вновь продешевили
Компания Acoustic Energy начала обновление своих главных линеек младшей серии, и напольники АЕ109 произвели на меня крайне положительное впечатление. Теперь же очередь дошла и до модели с индексом 309, которая обещает быть не менее достойной. И хотя внешне AE109 и AE309 кажутся очень похожими, на самом деле отличий у них куда больше, чем сходства.
Схожесть форм
Если поставить напольники АЕ109 и АЕ309 рядом, да еще и выбрать одинаковую расцветку, можно подумать, что это две модели из одной серии, лишь немного разных габаритов. И действительно: корпуса идентичной и традиционной для Acoustic Energy формы — узкие, глубокие, со скругленными гранями и щелевым портом фазоинвертора. Изготовлены они из 18 мм плиты МДФ, внутри имеют ряд распорок и перегородок, чтобы погасить нежелательные резонансы. В корпусе есть отсек для балласта, который засыпается на заводе, а для виброразвязки с полом в комплект поставки входят шипы. Таким образом, колонки попадают в руки пользователя полностью подготовленными, остается лишь правильно их установить.
Динамики моделей АЕ109 и АЕ309 на первый взгляд тоже не отличаются. Но это только на первый взгляд. Именно они делают модели абсолютно разными, потому что в их конструкции используются совершенно другие материалы. Твитер имеет не тканевый, как у модели АЕ109, а алюминиевый купол. При этом неизменным остался увеличенный калибр, 28 мм, и фирменное оформление WDT с широким рупором, делающим излучение верхних частот менее направленным.
Диффузоры СЧ/НЧ-драйверов изготовлены из алюминия с керамическим покрытием. Как и в случае с твитером, это позволило сделать диффузор жестким и легким одновременно. Длинноходные динамики обеспечивают максимальную отдачу при их небольшой диагонали в 130 мм. Подвес у диффузоров изготовлен из вспененного полимера, что имеет свои плюсы в плане точности перемещения диффузора и гашения паразитных вибраций, но может оказать негативное влияние на скорость и атаку. Впрочем, это пока вопрос чисто риторический, надо слушать.
О мощности и не только
По электрическим характеристикам разница между АЕ109 и АЕ309 не особенно велика, но есть один нюанс, чисто психологический. Бюджетным AE109 так и хочется предложить усилитель сопоставимой с ними стоимости, и с почти 100% вероятностью он окажется недостаточно мощным. Если читали тест 109-х, возможно, помните, что для работы на высокой громкости они требуют много мощности, и того же Creek Evolution 50A оказалось недостаточно. Система со старшими колонками AE309 сразу была укомплектована усилителем Creek Evolution 100A, ведь акустика 300-й серии стоит дороже и логично подключить к ней компоненты более высокого класса. Могу сказать, что в данном случае система сложилась. Усилитель подошел по мощности и вполне справился с задачей, хотя уровень громкости большую часть времени находился на отметке 70-80%.
С выбором источника никаких сомнений не было — это место занял Creek Evolution 100CD, подключенный к усилителю балансным кабелем Black Rhodium Symphony. Отмечу один специфический момент: Creek Evolution 100A подключили в режиме усилителя мощности, в обход его собственного предварительного усилителя, а уровень громкости регулировался на проигрывателе. Этот вариант рекомендует сам производитель электроники, и он оказался предпочтительнее с точки зрения качества звучания.
Расположили акустику классическим способом, строго по аудиофильской методичке: равносторонний треугольник с длиной стороны порядка 2-2,5 метра, ось излучения направлена на слушателя. При этом практика показала, что фирменные твитеры дают специфическую диаграмму направленности. С одной стороны, есть некая точка или даже небольшая зона идеального фокуса, в котором звуковая картина становится сфокусированной и трехмерной, а высокие звучат чуть громче и острее. С другой — смещение на значительное расстояние в любом направлении дало эффект перемещения по зрительному залу без потери фокусировки и принципиального нарушения тонального баланса. Сцена остается вполне натуральной, даже если сидеть напротив одной из колонок.
Среди специфических особенностей необходимо заметить, что по-настоящему интересно AE309 начинают играть на средней и высокой громкости. Если же сделать тише, теряется детальность, звук становится слишком спокойным, ровным и ненавязчивым, так что сложно оценить реальный потенциал акустики. Верхнего предела громкости мне достичь не удалось. Рабочий диапазон хоть и был почти «под потолок», остававшихся 20-30% громкости хватало, чтобы сделать уровень звукового давления невыносимым. При этом каких-либо очевидных искажений и перегрузок даже в такие моменты я не услышал.
Музыка во всех подробностях
Тест начался с хорошо знакомой, казалось бы, уже не способной ничем удивить композиции «Get Lucky» Daft Punk. И она заиграла убийственно хорошо. Давно я не встречал такого сочетания музыкальности и детальности. С одной стороны, четко слышно каждый инструмент, каждый звук в отдельности — можно посчитать голоса, поющие хором в куплете. С другой стороны, живо звучит вокал, ясен каждый оттенок в голосе, малейшая интонация пробирает до мурашек. Чего уж говорить о более мелодичных и проникновенных вещах с этого альбома! «Give Life Back To Music», «Touch» и, конечно, «Giorgio by Moroder» гарантированно вызывают мурашки. Здоровенные таки мурашки, скажу я вам. Более жесткая и сложная интеллектуальная электронная музыка, равно как и менее сложный, но не менее драйвовый EDM играли отлично. Так что Daft Punk в данном случае оказались верхушкой огромного айсберга, после изучения которого я перешел к высоким материям.
Джазовый стандарт «Take Five» в исполнении Dave Brubeck Quartet порадовал подробным, детальным звучанием, сочетающимся с исключительной легкостью и естественностью подачи музыки. На записи Элвиса «Fever» 1974 года, как и на «Take Five», были отчетливо слышны мельчайшие детали; особо реалистично прозвучали щелчки пальцами; каждое движение и вдох Короля были слышны так, словно он стоял прямо здесь, в комнате прослушивания, в паре метров от тебя. И столь же отчетливо я расслышал фоновые шумы звукозаписывающего оборудования, что никоим образом не мешало восприятию, скорее придавало атмосферы, как это делает шуршание иглы в канавке виниловой пластинки.
Отличный эффект присутствия продемонстрировал вокал Janis Ian, звучащий в начале песни «Breaking Silence» в абсолютной тишине. В композиции «Heart» Bo Stief Dream Machine (которую я, кстати, впервые с удовольствием послушал от начала и до конца) натурально звучал шейкер, бас не казался особенно глубоким, однако хорошо заполнял помещение, а главное — контролировался во всем диапазоне.
Ни один мой тест не обходится без «Blackstar» Дэвида Боуи — уж очень эта композиция показательна и дает возможность оценить систему сразу по многим параметрам. В этот раз я обратил внимание, насколько проникновенен голос Боуи в центральной части композиции. Мне понравилось, как акустика выстраивала сцену, ну и сложно было не заметить ритмичность и контролируемость звука во всем диапазоне.
Не успел я прийти в себя после прослушивания 9-минутного хита Великого и Ужасного, как дело дошло до «Muddy Waters» LP, и вновь по телу побежали мурашки размером с хорошо откормленного бегемота. В этом виновна и сама LP с ее специфической вокальной подачей, и масштабное звучание хора с ритм-секцией, и убедительный реализм звучания в целом, когда кажется, что при желании можешь посчитать, сколько именно человек хлопало в ладоши.
«Павлин» Инны Желанной я слушаю главным образом за тем, чтобы услышать, как играет шестиструнный бас Сергея Калачева, который берет ноты в контрабасовом регистре, но с очень сочным и мощным электрическим характером звучания. И в исполнении AE309 я готов слушать это снова и снова. Все ноты на местах, ничего не смазывается и не гудит, управляемость просто безупречная, звук насыщенный и сочный. После этого традиционный бас Rage Against The Machine звучал, конечно, скромнее, но не менее вкусно. В целом же AE309 сбивали с ног энергетикой: очень четко и рельефно звучали гитары, предельно хлесткими были удары по барабанам. Первый альбом я бы с удовольствием послушал на этой системе от начала и до конца, но пришлось ограничиться парой хитов.
«Up All Night» Алекса Клэра звучала ярковато, что вполне соответствует ее оригинальному звучанию, при этом я не только смог расслышать каждую инструментальную партию, но еще и заметил в середине композиции вставки драм'н'бэйсового ритма, который раньше терялся на общем фоне. В предвкушении прекрасного времяпрепровождения я перешел к металлу в чистом виде, но Amon Amarth и Rage прозвучали до обидного обычно. Разборчивость на гитарах и ритм-секции была ровно такая, какой она обычно бывает у колонок за эти деньги. Вроде в целом все понятно, но той ясности и четкости, которую я слышал на другой музыке, не было — присутствовала добротная такая и в чем-то даже вполне аудиофильская кашица. Не могу утверждать однозначно, то ли это колонки наконец-то дошли до предела возможностей, то ли усилитель надо было брать еще более бодрый, что-нибудь мощное в классе D.
Полностью реабилитировался комплект в тот момент, когда дело дошло до классической музыки. Масштаб, детализация, эмоции — всего было в достатке. Очень фактурно и реалистично звучала скрипка Anne-Sophie Mutter во время исполнения «Фантазии Кармен», а симфонический оркестр давал объемный и живой фон, из которого не хотелось вычленять отдельные звуки и планы, хотя разрешение вполне позволяло следить не только за солирующим инструментом, но и за отдельными партиями оркестровки. Голос Лучано Паваротти в знаменитой «Caruso» завораживал с первой фразы, и вспомнить о том, как дышать, можно было лишь когда композиция прекращала звучать. И подобный эффект производила едва ли не каждая запись из моей коллекции классики.
Вывод
На мой взгляд, Acoustic Energy вновь продешевили или просто решили побаловать аудиофилов и меломанов качественным звуком за более чем вменяемые деньги. Не могу сказать, что AE309 стоят «копейки», но слушая эти колонки и сравнивая их с конкурентами, у меня возникает масса вопросов к последним. Настолько детальный и одновременно музыкальный саунд я, конечно, встречал, но в моделях стоимостью в два-три, а иногда в пять раз дороже AE309. И список этих моделей не такой уж и длинный.
Но поскольку у всякого удовольствия есть своя цена, будущим счастливым обладателям AE309, придется рано или поздно раскошелиться на весьма взрослый набор электроники. Иначе таланты этой модели так и останутся не раскрытыми. Кроме того, акустика начинает звучать по-настоящему интересно на высокой громкости, что далеко не каждому может показаться приемлемым. С другой стороны, слушать такую акустику тихонько, фоном — это как ездить на Lamborghini, строго соблюдая скоростной режим.
И чуть не забыл главное: эта модель доступна не в двух цветах, как АЕ109, а в трех. К черному лаку и ореховому шпону добавился еще и белый лак. Это, конечное, не веселые расцветки типа ярко-желтого или оранжевого, которые я хотел бы видеть, но уже прогресс. К фирменному дизайну корпусов белый тоже хорошо подходит.
Достоинства: высокая детальность, выразительное и реалистичное звучание, справляется с большинством музыкальных жанров, современный дизайн, исключительное соотношение цены и качества
Недостатки: яркие цвета по-прежнему не предлагаются