Тест полочных колонок Acoustic Energy AE100: двадцать лет спустя
Неудивительно, что настолько активно развивающаяся компания к своему тридцатилетнему юбилею не упустила возможности обратиться к собственной истории и воспользоваться этим активом, чтобы добавить к прочим блюдам производственной кухни несколько листьев от лавровых венков прошлых побед.
Инженеры Acoustic Energy решили не изобретать велосипед, а выпустить под такими же названиями совершенно новый модельный ряд колонок, значительно изменив их конструкцию и элементную базу. И мне представилась возможность протестировать одну из этих акустических систем – AE100, предыдущая версия которой увидела свет в 1996 году, заслужив широкое признание среди профессионалов и простых слушателей.
Снаружи винил
На сегодняшний день AE100 доступны в нескольких вариантах финишной отделки — виниловом покрытии с имитацией шпона грецкого ореха, черной матовой и ожидаемой в скором времени белой матовой эмали. Мне на тестирование была предоставлена версия в отделке «грецкий орех».
Производитель явно не стесняется, что акустические системы покрыты винилом. Более того, его использование кажется нарочито подчеркнутым, напоминая то, которое в 70-х годах прошлого века стоило значительно дороже «обычного» по тем временам — деревянного шпона, ведь оно не боялось влаги и выгорания под лучами солнечного света.
Дизайнерам удалось решить весьма нетривиальную задачу — при минимуме визуальных элементов создать привлекательную и узнаваемую модель, фирменное происхождение которой считывается даже при беглом, поверхностном взгляде. Во многом это обусловлено парадоксальной игрой прямых и закругленных углов. Не удивлюсь, если глядя на эти небольшие полочные мониторы, кому-то захочется еще раз посмотреть в прайс-лист: низкая цена видна только в чеке, но отнюдь не в их облике — в нем нет и малейшего намека на дешевизну или заигрывание с невзыскательной публикой.
Акустические системы выглядят статусно и подчеркнуто элегантно, поэтому легко и просто впишутся в интерьер любого класса и стилистического решения. Матовые фланцы динамиков очерчены тонким хромированным контуром, благодаря которому колонки выглядят эффектно не только при свете дня, но и при слабом освещении, а также при одетых на них магнитных пылезащитных сетках черного цвета. В сравнении с предыдущей версией дизайн стал более гомогенным, исчезли ящичные формы, характерные для акустических систем недавнего прошлого, а на самой поверхности нет ни стыков, ни крепежных винтов.
На передней панели, чуть ниже самих динамиков, размещен логотип компании, на задней — ниша акустического терминала с одной парой универсальных клемм и щелевой фазоинвертор, уменьшающий эффект турбулентности и, как следствие, слышимость проходящего через него воздушного потока. Кстати, при необходимости фазоинвертор можно использовать в качестве удобной транспортной ручки с хорошим хватом.
Как видно, по сравнению с предшественниками, выпущенными двадцать лет назад, сотые претерпели ряд существенных изменений — исчезла вторая пара клемм и выведенный на фронтальную панель сдвоенный порт фазоинвертора. С одной стороны, это отвечает наметившимся в последнее время тенденциям, с другой — значительно сужает количество степеней свободы на этапе инсталляции акустических систем.
В динамике бумага
Корпуса колонок собраны из MDF-панелей толщиной 18 миллиметров. Колонки оснащены 110 мм СЧ/НЧ-излучателем с бумажным диффузором на резиновом подвесе с длинным ходом и 28-мм высокочастотной головкой с текстильным куполом, оформленным в небольшой рупор для улучшения дисперсии.
В твитере использована фирменная технология WDT (Wide Dispersion Technology) — усовершенствованная DXT (Diffraction Expansion Technology) — раннее доступная лишь в наиболее дорогих моделях компании, относящихся к линейке Reference. В общих чертах суть ее сводится к ряду конструктивных особенностей высокочастотника, позволяющих расширить пространство комфортного прослушивания, воздействуя на форму акустической волны. Прецизионный кроссовер разработан с учетом фазового и временного выравнивания излучения динамических головок и сочетает их на частоте 3,6 кГц.
Примечательно, что в одном из прошлых интервью, общаясь со специалистами компании, бренд-менеджером Джеймсом Люси и разработчиком Мэтом Спендлом, мною была затронута тема весьма краткого срока эксплуатации подвесов СЧ/НЧ-головок, традиционно для Acoustic Energy изготавливаемых из пенополиуретана. В этот раз, разрабатывая СЧ/НЧ-излучатель для AE100, специалисты компании отдали предпочтение традиционным материалам — бумаге и резине.
В свое время похожий эксперимент с переходом к традиционным материалам в начальном ценовом сегменте провела и компания Bowers & Wilkins, создав акустические системы DM302 и DM305, которые до сих пор пользуются популярностью и заслуженным авторитетом. Лично я очень рад этим изменениям, поскольку для покупателя это означает, что ему не придется уже через несколько лет набирать в браузере поисковый запрос с использованием словосочетания «repair kit».
Несмотря на весьма скромные габариты, производитель позиционирует AE100 не как акустику для домашнего кинотеатра, а как вполне серьезные полочные мониторы для прослушивания стереофонических фонограмм. Неслучайно на задней и нижней панелях нет никаких элементов крепежа, равно как и других атрибутов акустических систем, изначально ориентированных на выполнение второстепенных функций. Исходя из этого, и относиться к ним мы будем со всей серьезностью, без каких-либо снисхождений к их стоимости и габаритам.
В системе англичане
В этот раз наш тестовый тракт состоит из не менее именитых земляков тестируемых колонок — компонентов производства английской компании Creek: источника сигнала EVO 50 CD/DAC и интегрального усилителя EVO 50 A мощностью 85 Вт на канал при нагрузке 4 Ом. Для коммутации взяли межблочные и акустические кабели производства компании Black Rhodium (Harmony RCA 0,5 м и Opus 2 м), сетевые фильтры и кабели ISOL-8.
Перед началом прослушивания акустические системы установили на акустических стендах в углах основания равностороннего треугольника на расстоянии 1,5 м друг относительно друга и 2,5 метров от моего кресла (точно повернутыми в его сторону).
В качестве тестового материала я использовал традиционную подборку треков от EISA с записями акустической и рок-музыки, а также диском одного из моих любимых джазовых саксофонистов Чико Фримэна (Chico Freeman) и его альбома «Spoken Into Existence».
В звуке напор
Несмотря на относительно компактные размеры, с первых же секунд AE100 удивляют неожиданно мощной манерой игры, незаурядной динамикой и напором при достаточно бережном отношении к оригиналу. Кажется, что звук идет из более крупной акустики, надежно спрятанной за драпировочной тканью шпалер.
При воспроизведении живых записей колонки проявили себя с наилучшей стороны. Практически любой музыкальный материал звучал открыто и предельно нейтрально, без малейшего намека на наличие каких-либо жанровых предпочтений. Акустическая реконструкция пространства была весьма убедительна; сцена казалась чуть шире, чем обычно, зато была неплохо эшелонирована по глубине.
Тембры вокала и музыкальных инструментов передавались достаточно хорошо, хотя им, казалось, чуть-чуть недостает реалистичности. Возможно, именно по этой причине мне не всегда удавалось переносить фокус внимания с особенностей воспроизведения тракта на музыку как таковую. Звучание во всем диапазоне оставило по большей части положительное впечатление — высокие частоты не резали слух, средние были вполне комфортны, бас также звучал приемлемо.
С несложной электронной музыкой колонки справляются легко и непринужденно. Их действительно приятно слушать. Рок звучит интересно, однако вокалу и мощным гитарным пассажам временами не достает телесности, атаки и рельефа. Да и при воспроизведении низких частот их точность оставляет желать лучшего, особенно с увеличением громкости. Рискну предположить, что в составе фирменного трифоника большая часть упомянутых особенностей потеряет свою актуальность.
Приятно удивлен, как AE100 отыграли альбом «Spoken Into Existence» Чико Фримэна. Думаю, подобная музыка в наибольшей степени отвечает темпераменту и духу этих небольших акустических систем. Дыхание солирующего тенор-саксофона именно такое, каким его хочется слышать — густое и фактурное. Сопровождающие инструменты гармонично дополняют друг друга, пробуждая в памяти ощущение настоящего, живого концерта. Признаюсь, в какой-то момент у меня закралось подозрение, что именно такую музыку слушали разработчики AE100 на этапе проектирования.
Несмотря на заявленное наличие технологии WDT, колонки очень чутко реагируют на поворот относительно слушателя, а также на расстояние до расположенной позади них стены, что, в общем-то, является традиционной особенностью акустических систем с задним фазоинвертором. Так, при перемещении колонок в направлении этой стены, субъективно усиливается восприятие низких частот, но страдает сцена, становясь более плоской и менее выразительной.
Выводы
Британской компании Acoustic Energy в очередной раз удалось доказать, что хорошие колонки от уважаемого бренда можно приобрести за более чем скромную сумму, и не идти на значительные компромиссы в звуке, качестве изготовления и в дизайне. И хотя лично мне чуть-чуть не хватало ощущения драйва и эмоциональной вовлеченности, я точно знаю, что именно такая нейтральная манера игры, которую в ходе тестирования продемонстрировали АЕ100, многим придется по вкусу.
В целом складывается впечатление, что они способны на большее, и я охотно допускаю, что будущему пользователю нужно хорошо подумать о месте установки, усилителе и длительном прогреве. Во всяком случае, эти колонки обязательно стоит послушать.
Достоинства: высокое качество изготовления, мощный и динамичный звук для полочников в этой ценовой категории
Недостатки: звучание проще, чем хотелось бы, но и стоимость ниже ожидаемой
Официальный сайт: Acoustic Energy AE100
Цена: 21 200 рублей
Паспортные данные
Излучатели: СЧ/НЧ – 110 мм, ВЧ – 28 мм
Диапазон частот: 45 Гц – 35 кГц
Чувствительность: 87дБ
Мощность: 75 Вт
Частота кроссовера: 3,6 кГц
Сопротивление: 4 Ом
Габариты: 270 x 160 x 240
Масса: 6 кг (штука)