Новый друг лучше старых всех. Акустические системы Acoustic Energy AE1 Classic. Акустические системы Acoustic Energy Reference1. «PRO High End» #07 [47] 2016
09.09.2016
Источник: PRO High End
Посмотреть PDF-версию публикации
Британская компания Acoustic Energy в
следующем году отметит вот уже 30-летие, а
ее дебютным продуктом в свое время стали
студийные минимониторы AE1. Казалось бы
— банальный shoebox и очередная, типичная
для того времени попытка переплюнуть родоначальника жанра, LS3/5a, однако время расставило все по своим местам. Пожалуй, главной «изюминкой» тогдашней новинки стал
НЧ-динамик, разработанный Филом Джонсом, диффузор которого, диаметром 90 мм,
представлял собой сандвич из алюминия и
его оксида (корунда), с максимальным ходом
±10 мм.
Динамик собирался компанией ELAC, что характерно — английской, а не немецкой с таким
же названием. Твитер с магниевым куполом
поставлялся Monitor Audio, частота раздела
полос составляла 3 кГц, при этом сигнал для
ВЧ-излучателя выделялся фильтром третьего
порядка, а для НЧ — четвертого. Корпус был
изготовлен из плит MDF толщиной 22 мм, на
фронтальной панели имелись два порта фазоинвертора, настроенные чуть выше 50 Гц. Из
других характеристик, пожалуй, самой примечательной была чувствительность в 84 дБ.
Стоимость пары составляла $1500, это чуть
больше трех тысяч сейчас с учетом инфляции.
В 1996 году выходит вторая версия этих мониторов, где самыми значительными изменениями стали уменьшенная до 6 дБ на октаву
крутизна фильтрации и увеличенная до 89 дБ
чувствительность. Третья версия образца 2003
го да получила уже радикальные отличия. Прежде всего, колонки потяжелели на 3 кг. Произошло это потому, что корпус теперь стал
ком позитным, снаружи — 18 мм MDF, а внутри
5 мм стали, фронтальная же панель и вовсе
была отфрезерована из алюминия и имела
толщину 12 мм, а динамики крепились к ней на
болтах изнутри. В качестве твитера использовался модифицированный Vifa Ring Radiator, а
у вуфера появилась литая магниевая корзина
и неодимовая магнитная система. Частота раздела полос составляла 2 кГц, использовались
фильтры второго порядка и одна пара клемм.
Порт фазоинвертора тоже остался только
один, он стал больше и «переехал» на заднюю
панель.
Десять лет назад решено было возобновить
выпуск тех самых первых АЕ1, с логичной приставкой Classic. Массо-габаритные характеристики остались прежними, но теперь использовались фильтры третьего порядка и чувствительность составила 88 дБ. Наконец, 5 лет
назад под руководством Мэта Спэндла была
выпущена модель Reference1, с одной стороны — вариация на тему Mk III, с другой — совершенно новые АС. Корпус стал 3-слойным:
7 мм MDF/3 мм битума/5 мм MDF. Твитер получил акустическое оформление DXT — плод
совместных изысканий Acoustic Energy и одноименной датской компании. Аббревиатура
расшифровывается как Diffraction Expansion
Technology и подразумевает наличие оригинального волновода, при котором использование дифракции существенно расширяет
направленность излучаемых звуковых волн.
Авторство этой технологии принадлежит Майку Томасу. Собственно говоря, эти две колонки
мы и сравним.
Прослушивание
Признаться, меня никогда не привлекала
идея писать об Acoustic Energy. Не потому, что
мне не нравится продукция этого производителя, вовсе нет. Всё с точностью до наоборот.
Просто на сегодняшний день это имя — без
преувеличения легенда, а писать о легенде в
возвышенных тонах — попытка приумножать
тавтологии. Пытаться играть на контрасте —
аллюзия на поиск пятен на солнечном диске.
Плюс во всем этом незримо присутствует понимание, что оценочная шкала того, кто слушает, анализирует и пытается облечь результаты анализа в последовательность письменных
знаков, может коренным образом отличаться
от шкалы ищущих свой единственный и неповторимый звук. Впрочем, с ищущими все более или менее просто, но есть ещё когорта живущих в парадигме того, что «нынешний звук
уже не торт», без привязки к бренду и времени. Для них слово «прогресс» — синоним ругательства, а каждая последующая модификация
— отдаление от канона. Эта публика отчетливо проявляется желанием вставить свои пять
копеек и, по выражению благородного Атоса,
настойчиво пытается давать советы, о которых
их не спрашивали, а по выражению профессора Преображенского — не может удержать
в себе советы «космического масштаба и космической же глупости». Наверняка каждый из
нас однажды встречался с подобными ценителями прекрасного и ревнителями аудиопуризма. К чему я упомянул их всуе? Да потому, что
столько копий, сколько было сломано относительно AE1, хватило бы на дюжину крестовых
походов, и ещё на демаркацию половины герцогств и марок средневековой Европы.
Всем когда-нибудь да хочется схлестнуться
в рубке, ощущая себя неуязвимым для отточенных лезвий супостата, и потому я заряжаю
«Burning Down» от Йорна Ланде периода его
работы в коллективе Arc. Потрясающий коктейль адреналина и аудиовизуальных образов, от которых волосы встают дыбом и кисти
рук сжимаются в надежде ощутить твердость
клинка и прочность темляка. К слову, будучи
весьма почитаемой персоной в рок-тусовке,
наверняка Йорн имеет немало тайных злопыхателей, потому как его каверы почти всегда
на порядок интереснее оригиналов. Как минимум, имеют место быть в качестве альтернативы. Classic чеканят пронзительный роквокал, сдабривая его той долей экспрессии,
без которой рок вырождается в сладкую попсу, а ритмический рисунок выглядит скорее
издевкой, нежели неотъемлемым атрибутом
гимна нонконформистов. Reference многое
унаследовали от своих предшественников,
но многое явили миру впервые. Легкий материал НЧ-диффузоров способствует тому, что
«единички» становятся обладателями практически самого быстрого баса из всех систем,
что довелось мне слышать. Да, они не вминают диафрагму до позвоночного столба, чего, в
общем-то, было бы сложно ожидать от полочных систем, но они столь мастерски передают
барабанные соло, что я начинаю теряться. Мне
всегда казалось, что для этого нужны, как минимум, студийные мониторы с 12-дюймовыми
басовиками. Дудки. Все, оказывается, зависит
от мастерства повара.
«Lamento di Apollo» в исполнении солиста
Buenos Aires Madrigal — удивительная смесь
проявления потрясения и прострации, способная тронуть сердце даже в век, когда мужские
слезы стали постыдны. Безукоризненная малая форма с явным заимствованием от средневековой романески, причудливо приправленная пронзительными звуками бандеона.
Для суровых мужчин от Гардарики до Даурии.
И, возможно, чуть дальше,— где земля обрывается в океан. Classic бесспорно хороши. Хороши настолько, что хочется широким жестом
метнуть веер купюр и сказать: «Заверните.
Нежно. И доставьте». Хочется, но... Referenсe
делает все то же самое, только чуть тоньше,
чуть более артикулированно. И в общем-то кажется, что смысла менять одно на другое и нет.
Вот только если послушали Referenсe, обратно
переключать уже и не хочется. Прав был тот,
кто сказал, что лучшее — враг хорошего.
«Where are you going» мага и повелителя
струн Криса Джонса, словно входной билет в
мир настоящего, взаправдашнего гитарного
звука. Преломленная процессором басовая
струна заставляет симпатически выталкивать
столб воздуха из фазоинвертора низкочастотный динамик. Обертоны нижних струн отдаются звоном высокочастотника.
Classic изумительно передают и тембры акустического «лэйквуда», и атаку струны. Кажется, что инструмент живет своей жизнью, порождая затейливые пассажи без малейшего усилия со стороны гитариста. АС вытягивают каждую ноту с послезвучиями. Это по-настоящему
красиво. Но в исполнении Referenсe, кажется,
оживают даже паузы между нотами. Инструмент обретает сустейн, и ноты повисают в воздухе, как предрассветный туман над рекой.
«Love Bites» вечно молодых Def Leppard заставляет озираться вокруг в поисках сабвуфера. Несмотря на то, что перкуссия электронная,
Classic выдают не свойственный полочникам
бас, приличествующий, скорее, напольным моделям. Но, подключив к усилителям Referenсe,
я получаю возможность прочувствовать эстетику фирменных гитарных эффектов «леопардов», что свели с ума не одно поколение
грезящих о гитаре пацанов. Это, черт возьми,
чертовски здорово. Ловлю себя на мысли, что
хотел бы пересмотреть «Шары ярости», используя Referenсe в качестве фронтальной
пары (а может, и тыловой одновременно).
«Let’s Get Rocked», одним словом!
Акустические системы Acoustic Energy AE1 Classic
Технические характеристики (по данным производителя)
- Частотный диапазон, ±3 дБ: 70-22000 Гц
- Рекомендуемая мощность усилителя: 75-200 Вт на 8 Ом
- Чувствительность: 88 дБ
- Импеданс: 8 Ом
- КНИ, 200-20000 Гц: <0,3%
- Габариты: 295 х 180 х 255 мм
- Масса: 8 кг
Акустические системы Acoustic Energy Reference1
Технические характеристики (по данным производителя)
- Частотный диапазон, ±3 дБ: 45-40000 Гц
- Рекомендуемая мощность усилителя: 50-250 Вт на 8 Ом
- Чувствительность: 87 дБ
- Импеданс: 6 Ом
- КНИ, 200-20000 Гц: <0,3%
- SPL: 108 дБ
- Габариты: 310 х 190 х 280 мм
- Масса: 10,5 кг
Контрольная система
- SACD-проигрыватель EMM XDS1;
- полный усилитель ATC SIA2-150;
- сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
- межблочные кабели inakustik Referenz Selection NF-1603;
- кабели для подключения АС inakustik Referenz Selection LS-1603.
Вывод
Пытаться сравнивать Reference с предшественниками — все равно
что пытаться приложить верхушку дерева к его корням. В случае удачи получится, как минимум, смешно и неэстетично… и все же, отринув
схоластику, мне кажется, что новая реинкарнация «единицы» получилась весьма и весьма удачной. Сохранив классический звуковой почерк, она стала более универсальной, как в музыкальном плане, так и в
плане используемых усилителей. Чувствительность АС позволяет использовать в усилительном тракте ламповые аппараты, в том числе
однотактные усилители. Ну а если не нравятся однотактные, можно
выбирать push-pull. Потому что, как мне кажется, главное в Acoustic
Energy не тембры, не воздух, не телесность струнных и не золото
духовых. Главное, что они могут подарить, — это подлинная свобода
выбора. Выбора, что именно слушать, с чем и на чем. Разумеется, при
условии, что слушать будут на Reference.
Владислав Чермошенцев
Источник: PRO High End
Посмотреть в каталоге: Reference 1 | AE1 Classic
Возврат к списку новостей