Залог гармонии. Цифро-аналоговый преобразователь ASTINtrew Concord. «PRO High End» #02-03 [42-43] 2016
04.04.2016
Источник: PRO High End
Три года назад, в аккурат на десятилетие
английской компании ASTINtrew, основанной
Майклом Осборном, в ассортименте выпускаемой ею аудиоэлектроники появилась серия
Concord, разработанная в сотрудничестве с
Грэмом Фаулером из Trichord Research. По
планам производителя, она должна содержать
фонокорректор, предварительный и оконечный усилители, CD-транспорт и стример, однако на сегодня имеется лишь прототип полного
усилителя и серийная версия ЦАПа, каковую
мы и протестируем.
Аппарат поставляется в одной из трех модификаций — со стандартным набором входов,
а также с интерфейсом USB или FireWire. Мы
решили взять вариант с USB, тем более, что
для него производитель предлагает любопытный аксессуар.
В блоке питания (кстати сказать, отделенном
от сигнальных плат металлической переборкой) установлены два тороидальных трансформатора, один из которых обеспечивает
пару 9-вольтовых линий, а другой — 8 В, а
также ±12 и ±15 В. Кроме этого, имеется банк
фильтрующих конденсаторов суммарной емкостью 40 тысяч мкФ.
К стандартным цифровым входам относятся
AES/EBU, RCA, BNC и оптический, обслуживаемые приемником CS8416, причем первые
три гальванически развязаны посредством
трансформаторов Murata DA101MC. Кроме этого, имеется вход I 2 S на разъеме HDMI,
предназначенный для совместной работы
с собственным транспортом. Наконец, USBвход реализован на базе контроллера XMOS,
благоразумно дополненного парой генераторов синхроимпульсов под опорные частоты
44,1 и 48 кГц. Для цифро-аналогового преобразования используется пара PCM1794, причем, как я понял, без новомодных пересчетов частот дискретизации исходного сигнала.
Аналоговых выходов у аппарата два, причем
отличаются они не только разъемами. Балансные выходы — традиционные, транзисторные,
а в буферном каскаде небалансных выходов
установлена пара двойных триодов ElectroHarmonix 6922.
Вышеупомянутый аксессуар — это USB-кабель, но — с собственным блоком питания.
Идея состоит в том, чтобы не брать «грязное»
питание от компьютера, которое вдобавок будет идти по кабелю «бок о бок» с сигнальными проводниками, но сгенерировать его самостоятельно и подать непосредственно в ЦАП.
Блок питания использует технологию Never
Connected, разработанную и внедряемую компанией Fenson. Кабель может использоваться и со сторонними конвертерами; следует,
правда, учесть, что некоторые из них не нуждаются во внешнем питании и в таком случае
логичней использовать коммутацию вовсе без
силовых линий, то бишь исключительно с сигнальными проводниками.
Прослушивание
Есть время разбрасывать камни, есть время их собирать. Компании ASTINtrew по всем
статьям пора бы заниматься сборами. Не по
выслуге лет, но скорее по совокупности заслуг
и свершений. Строительство high end в наше
время само по себе достойно уважения. Строительство аппаратов уровня ASTINtrew — тем
более. Я вспоминаю свои ощущения от знакомства со связкой At2000 plus и At3500 plus,
которые постарался изложить в тесте, опубликованном чуть больше года назад. Так вот: когда я достал из коробки Concord DAC 1, то понял,
что в ASTINtrew никто не почивает на лаврах.
И мне кажется, что новый ЦАП выглядит на
порядок интереснее и внушительнее, нежели
компоненты AT-серии. И дело тут не в разных
весовых категориях данных серий, хотя и этот
момент не стоит сбрасывать со счетов. Дело в
том, что в компании решились выпустить актуальный продукт, отвечающий самым строгим
запросам и реалиям сегодняшнего дня. И форма этого продукта должна соответствовать его
содержанию. А содержание, к слову сказать,
исключительное. Первый вход на селекторе
помечен значком I 2 S, что не может не вызывать
самый искренний интерес, поскольку именно
этот интерфейс используется для передачи
информации между блоками внутри аппарата.
По сути, это самый правильный способ связи
компонентов по «цифре». Но есть одно «но».
Интерфейс I 2 S изначально задумывался для
передачи данных внутри устройства, а потому
в принципе не подразумевает использования
разъёмов. При задействовании данного интерфейса для связи между компонентами производители используют самые разные типы
разъёмов: 8P8C, DE9, Mini-DIN, объединенные
в группы RCA или BNC, и, конечно, НDMI, как
в случае с Concord DAC. По большому счету,
для организации I 2 S-коммутации необходимо
выполнить два условия: как минимум 5 физических линий для передачи сигналов и служебной информации — и как можно меньшая
длина проводников. Впрочем, на последнее
производитель не всегда обращает внимание,
иначе можно сразу проститься с идеей коммутации по «квадратной» шине. Однако, как бы
мне ни было интересно проверить в действии
всё это богатство, — пока в линейке производителя нет проигрывателя, позволяющего
реализовать весь спектр интерфейсов и разъёмов, не получится. А потому SPDIF, Toslink и
AES/EBU в нашем распоряжении.
При всей своей навороченности, Concord
прост в управлении и (это сразу бросается
в глаза) быстр... так и хочется сказать — как
Concord. Я не помню ни одного устройства, в
котором при переключении входов не услышал бы коммутационных пауз. Я несколько
раз переключился на незадействованные входы, чтобы убедиться, что реле селектора исправно. Ошибки быть не может. Всё работает
как часы. Ещё один момент, который я отметил
для себя, — это чистое кристальное звучание,
лишенное хоть какого-нибудь намека на ламповость. По всей видимости, перед производителем не стояла задача приправить звучание четными гармониками.
При сравнении того, как звучит тракт с преобразователем и без него, я не могу сказать,
что звучание изменяется кардинально. Оно
меняется, при этом характер звука в целом
остаётся прежним, но он словно раскрывается с другой стороны. Звуков становится больше, появляется ощущение воздуха, начинаешь
подмечать, что атака стала острее, а струна
контрабаса — толще и фактурнее. «Don’t Be
Afraid the Clown’s Afraid Too» с альбома Чарльза Мингуса «Let my children hear music» завораживает отточенностью партий и повторяющейся мелодией, словно запущенной по кругу.
По эмоциям это похоже на карнавальную карусель, но по стилистике это, скорее, цирковой манеж, олицетворяющий быстротечность
времени, которое безудержно несется в бесконечную даль и в то же время ограничено
кругом диаметром в 13 метров.
В отличие от Мингуса, Чед Крюгер предпочитает несколько другие масштабы и пропорции. Обложка его альбома «No Fixed Address»
определяет радиус среды обитания примерно
в шесть с половиной тысяч километров (с учетом расстояния до фотокамеры). И скорости
он тоже предпочитает совсем другого порядка: его «Million Miles An Hour» звучит напористо, энергично, электризующе. Я бы охарактеризовал его стиль как максимум драйва при
минимуме выразительных средств. Не потому,
что их не хватает, а потому что на выходе получается настоящий стопроцентный продукт
рокового направления. Неформатный по сути
— и вместе с тем весьма притягательный даже
для шоу-бизнеса в силу бескомпромиссного
качества звучания. Своего рода идеальный
лакмус для любой системы, претендующей на
универсальность. А вот Concord DAC не претендует, он и есть сама универсальность. На
композиции «My Body Is a Cage» Питера Гэбрие ла, которую он исполнил вместе с симфоническим оркестром, можно расслышать каждый
штрих, каждый шорох. Послезвучия рояля
виснут в воздухе, звучание струнных легко и
воздушно, оно струится подобно солнечным
лучам, когда внезапно отдергивается портьера, и пространство вдруг изменяется до неузнаваемости. Ясный, открытый звук, в котором
в общем-то незамысловатая мелодия звучит
как-то по-особенному. Откровенно. Беззащитно. Волнующе.
Записи раннехристианских распевов, изданные «Harmonia Mundi», поражают превосходно воссозданной акустикой помещения и
изумительно прописанными голосами певцов. Они воспринимаются тем ярче, чем непривычнее для уха современника модуляции
и интонирование, которые зачастую больше
напоминают восточную певческую культуру,
нежели церковные песнопения. Впрочем, полифонические псалмы Таллиса, изданные этой
же компанией, ничуть не уступают монодическим произведениям в плане передачи объёма. Разве что меньше обращаешь внимание
на детали, настолько идеальным и слаженным
кажется хор. И, безусловно, подобный материал требует для воспроизведения правильно
подобранные компоненты достаточно высокого уровня. Для почитателей более распространенных классических произведений всегда
остается возможность освежить свою память
при помощи живых выступлений коллективов. Что же касается музыки эпохи раннего
Средневековья и Возрождения, то тут помогут
только тщательно отобранные записи (записи
с выступлений на фестивалях реконструкторов, увы, не в счёт), а делаются такие записи,
как правило, когда-нибудь однажды и навсегда. Поэтому такие компании, как ASTINtrew, не
просто занимаются продажей компонентов —
они помогают нам не упустить в своей жизни
настоящие музыкальные жемчужины. Они, подобно ныряльщику, достают их для нас со дна
времён. От нас же требуется всего лишь не
проморгать, отвернувшись не вовремя, протянуть руку и взять опалесцирующую горошину
с протянутой ладони.
Вывод
ASTINtrew Concord — чрезвычайно одаренный в музыкальном плане аппарат с богатым функционалом и широкими возможностями для расширения этого самого функционала. Я бы не смог предъявить ему претензии хоть в чем-нибудь. На мой взгляд, все в нём сделано по уму. И не
хватает лишь одного. Такой аппарат сам напрашивается на то, чтобы звучать в тракте, составленном из однородных компонентов одного производителя. Впрочем, и это не может быть упреком, а только
лишь пожеланием.
Владимир Лавров
Источник: PRO High End
Посмотреть в каталоге: ЦАП Concord DAC (USB/Firewire) | Concord USB PowerCable
Возврат к списку новостей