Тест проигрывателя виниловых пластинок T+A G 2000 R: естественная среда обитания. Stereo.ru
01.04.2016
R-серия компонентов T+A Elektroakustik — старейшая из линеек немецкой компании, она выпускается больше 20 лет. В прошлом году на мюнхенской выставке фирма представила обновленные модели R-серии. Внешний вид устройств узнаваем — традиционные алюминиевые корпуса, в том же дизайне выполнена передняя панель. Однако внутри компоненты серьезно изменились, а CD-проигрыватель MP 2000 R так и вообще превратился в универсальный плеер и стриммер с поддержкой DSD. А что же можно было поменять в проигрывателе виниловых пластинок T+A G 2000 R? С этим вопросом я и приступил к тесту этой вертушки.
Проигрыватель этот я изучал в естественной среде обитания — в системе из компонентов T+A: интегрированного усилителя PA 2000 R, цифрового источника MP 2000 R и недавно выпущенной акустики T+A Criterion TCD 315 S. По моим наблюдениям, техника T+A отлично сочетается в рамках одной системы, тогда как со сторонними компонентами дружба не всегда складывается. Более того, эту вертушку я вижу в значительной мере как аналоговый источник, дополняющий систему на базе T+A.
В данном тестировании на проигрывателе T+A G 2000 R стоял тонарм Rega, головка звукоснимателя Ortofon 2M Bronze, использовался встроенный фонокорректор T+A PH-G R MM. Стоит упомянуть, что предыдущую версию T+A G 1260 R я уже тестировал, причем практически в такой же комплектации.
Тяжесть стола
Стол, блок питания и некоторые другие узлы проигрывателя в процессе эволюции не получили заметных изменений, что вполне логично — конструкция предшественника была цельной и завершенной. Столы у T+A полностью своей разработки, а тонармы и головки — всегда сторонних компаний, подобранные или заказанные с учетом индивидуальной специфики и представлений инженеров компании.
Несмотря на небольшие габариты, весит проигрыватель 14 кг, что на пару килограмм больше массы предшественника. Стол внешне не изменился, однако немного прибавил в размерах — оттуда и стал тяжелее. Изготовлен он из МДФ, в котором под узлы и платы вырезаны соответствующие полости. Снаружи стол обшит алюминиевыми пластинами. Но обшит так, что тонарм крепится и к слою МДФ, и к слою алюминия, а мотор и подшипник привязки к алюминиевой верхней пластине не имеют.
На стойку проигрыватель устанавливается при помощи регулируемых ножек-опор. Заменить их нельзя, впрочем, заменять и не потребуется — задемпфирована вертушка более чем прилично и к установке совершенно не капризна. Конечно, это не избавляет от необходимости правильно установить проигрыватель, в том числе и по уровню.
Основной подшипник G 2000 R — неинвертированный, массивный, с бронзовым стаканом. В него вставляется толстый стальной шкив, жестко скрепленный с металлическим субдиском. Вращение с мотора на субдиск передается при помощи плоского пассика. Основной диск весит 3,8 кг, а мощности мотора вполне хватает для того, чтобы быстро набрать скорость.
К диску прилагается толстый силиконовый мат, который за счет конструкции и особенностей тонарма заменить нельзя. Впрочем, оставим точность его подбора производителям — этот проигрыватель вообще не рассчитан на то, чтобы в нем что-либо меняли.
Переключение скоростей (33,3 и 45 об/мин) осуществляется при помощи кнопок, расположенных на передней панели вертушки. О том, что скорость набрана и стабильна, оповещает подсветка вокруг кнопок — красная или синяя.
Также на передней панели расположен выключатель, но без него можно обойтись в том случае, если проигрыватель соединен с усилителем по шине управления R2-Link. Казалось бы, мелочь, но у вертушек управляющая шина встречается редко.
Фонокорректор внутри
Если снять нижнюю крышку, увидим плату блока питания с DSP-модулем, который обеспечивает точность скорости вращения. От него запитаны сразу и мотор, и встроенный фонокорректор. Последний, если установлен, также виден под крышкой. К проигрывателю опционально предлагают два варианта фонокорректора: PH-G R MM и PH-G R MC (по аббревиатурам понятно, что это варианты ММ и MC).
Раньше в каталоге T+A фонокорректор был представлен отдельным устройством — PH 2000. По сути, та же самая электроника, только помещенная в корпус и снабженная выносным блоком питания. Модель побывала у нас на тестировании и показала себя хорошо. Компания больше их не выпускает, в новой линейке они есть только в виде встраиваемых плат для вертушки T+A G 2000 R, а также усилителей PA-2000 и PA2500.
Оба варианта встроенных фонокорректоров настраиваются под различные звукосниматели: у ММ-версии — коэффициент усиления и емкость, у МС — коэффициент усиления и импеданс. Регулировок много, я бы даже сказал больше, чем понадобится, например, для тех ММ-головок, которые можно использовать на этом проигрывателе. Переключатели для настройки модуля фонокорректора расположены внизу корпуса. Не очень удобно, но в нашем случае настройки выставлены на заводе, их вообще нет необходимости менять.
Тонармы и опции
Тонармы у T+A G 2000 R несменные, доступны две заводские опции: сделанный по заказу T+A компанией Rega (базируется на модели Rega RB202) или тонарм Clearaudio Satisfy Carbon. В первом случае в комплекте поставки идет предустановленная ММ-головка звукоснимателя Ortofon 2M Bronze, во втором — головка производства Clearaudio, которую T+A назвали индексом MC-2. Судя по внешности и характеристикам последней, сделана она на базе Clearaudio MC Concept или MC Essence, с той лишь разницей, что у MC-2 большее выходное напряжение.
Предшественник нашего испытуемого — проигрыватель T+A G 1260 R комплектовался тонармами Rega (делался на заказ на основе модели RB301) или SME M2-9. Головки прилагались либо точно такой же Ortofon 2M Bronze, либо кастомные разработки Benz-Micro.
Тонарм Rega RB202 крайне прост в настройке, однако у него нет регулировки по высоте. Поэтому выбор потенциальных головок на замену ограничен — те же Ortofon M2, родные головки Rega и некоторые другие. Rega выпускает к своим тонармам специальные проставки, позволяющие изменять высоту. Но в нашем случае они не очень актуальны — в отличие от базовой версии тонарма со встроенным кабелем, проводка тонарма, установленного на T+A G 2000 R, распаяна на плату внутри корпуса проигрывателя, и снять тонарм без помощи паяльника не получится. Так что этот аппарат в целом надо принять как вещь цельную, законченную и не предполагающую серьезных вмешательств со стороны пользователя. Поэтому я не стал экспериментировать с разными вариантами, а решил разобраться, каков собственный характер аппарата и как он вписывается в систему из компонентов T+A.
В комплекте с проигрывателем идет межблочный кабель RCA-RCA (довольно качественный), сетевой шнур, кабель управляющей шины, емкость с маслом для подшипника, пылезащитная крышка, документация и шаблон для настройки головки. Но в базовом варианте практически ничего настраивать не нужно, сборка и подключение занимают не больше 5 минут, головка уже предустановленна на заводе.
Среди фирменных аксессуаров клэмп внушительного веса и антистатическая кисточка, которая в процессе проигрывания собирает с пластинки пыль. В полезности кисточки я не очень уверен (в комплекте идет крышка, который стоит накрывать проигрыватель), а вот клэмп — всегда вызывает вопросы. Я лично предпочитаю обходиться без него, но вы можете предпочитать другой вариант.
Жанровые предпочтения
Перед тестом проигрывателя сделаю пару уточнений. Во-первых, раз уж вертушка тестируется в системе, то неплохо будет сравнить цифровой и аналоговый источники. Не противопоставить их, а попытаться понять характер системы и компонентов. Во-вторых, важное для тех, кто привезет T+A G 2000 R себе домой, а большого опыта по работе с винилом не имеет, отмечу факт приработки новых головок и фонокорректора, на которые уйдет 30-40 часов как минимум, возможно и чуть больше. А до тех пор звук будет нестабильным.
Для прослушивания я выбрал те же пластинки, которые несколько лет назад включал на предыдущей модели T+A G 1260 R. Помимо них я взял часть этих записей в цифровом виде, чтобы сделать прямое сравнение.
Если говорить о системе в общем, ее звук я бы охарактеризовал как силовой, напористый, масштабный, в том числе и по басовой составляющей (что важно, учитывая скромные размеры акустики). Заметна некая прямолинейность, но не доходящая до того, что можно было бы назвать наглостью или грубостью. По основным формальным признакам звучание очень динамичное, детальное, с яркими, подчеркнутыми верхами и верхней серединой.
Жанровые предпочтения — вот тут интересно: они как будто и не прослеживаются «с первых нот», однако в процессе я все же для себя их выявил. В моем понимании тракт хорошо справляется с рок-музыкой, даже с тяжелыми жанрами, отлично отыграет симфоническую музыку и большие джазовые составы. Но когда композиция особенно чувствительна к передаче оттенков и тонких акцентов, например, на хоровой музыке или аудиофильских записях малых составов, то можно ощутить некоторую однозначность с небольшими потерями в нюансах.
По моим ощущениям, если отдельно сравнить усилитель с его предыдущей версией — он стал динамичнее и детальнее, но ярче и резче. Надо сказать, что этот аппарат скромных размеров без особого труда справляется с тугой акустикой, у которой в конструкции НЧ-секции использована трансмиссионная линия.
Так, как и должно быть
Теперь, с учетом первых впечатлений, можно сфокусироваться на работе проигрывателя. Как и в предыдущем тесте, первой пластинкой я поставил альбом «No Count Sarah» от Sarah Vaughan. Вокальные партии звучат масштабно и объемно, несмотря на то, что запись монофоническая. Звук выстраивается по глубине и хорошо раскладывается на планы. Именно голос получается более масштабным, чем обычно, выделенным и подчеркнутым. Хорошая динамика, насколько ее можно оценить по этой записи, правда, нюансы немного упрощаются. Тракт хорошо отрабатывает ритм, звук получается бодрым и одновременно собранным. Он эмоциональный и подвижный, но при этом стройный — необычный набор характеристик. Бас, в свою очередь, быстрый и цельный, правда, в нижней середине все же есть некоторая неуверенность.
Пластинка старая, не в идеальном состоянии, однако дефекты заметны куда меньше, чем ожидаешь. Впрочем, хорошо зная поведение головки Ortofon 2M Bronze, я бы сказал, что все так, как и должно быть.
Следующий диск — Bingo Miki «Scandinavian Suite». Перепады эмоций и динамичные моменты отрабатываются хорошо. Звук объемный, с подчеркнуто-открытым верхом и неплохо проработанной серединой. Бас быстрый и хлесткий, довольно глубокий. Вообще ударные партии на записи отыгрываются отлично, можно сказать, системе нравится их играть.
Духовые инструменты звучат пронзительно, ярко, местами грубовато. На сложных фрагментах ощущения смазанности практически не возникает, иногда разве что некоторые акценты чуть-чуть теряются. Сцена — широкая, с плотными, телесными и подвижными образами, со средней глубиной и умеренным ощущением воздуха.
Еще запись — Thelonius Monk «Live At The Club». Звучание объемное, подвижное, резковато-нервное, что вполне соответствует самой записи. Характер в целом ближе к нейтральному. Ощущение концерта, самого зала передается хорошо. Динамика очень хорошая, детальность — ее в данном случае более-менее хватает, есть совсем небольшие упрощения и только. Так же ощущается склонность проигрывателя (пожалуй, и всего тракта) усиливать акценты на основных тонах, что в свою очередь формирует особый характер звучания. Назвать это выраженной окраской нельзя, но темперамент прослеживается недвусмысленно.
На очереди Rafael Anton Irisarri «Reverie». Хорошо записанная сорокопятка, пусть и с несколько необычной музыкой. Прозрачность и динамика в звуке есть, динамики по ощущению, даже больше, чем стоило бы — акценты, расставленные на основных тонах, перекрывают тонкие переходы и нюансы, да и с воздухом, и с атмосферой в целом не сложилось. Ровно как и в тесте предшественника этого проигрывателя.
Схожим образом в прошлом тесте прозвучала пластинка Brian May «Back To The Light». Однако тут она сыграла лучше остальных. Динамика и объем есть, некоторая изначальная выхолощенность записи ими компенсируются, эмоции тракт не убирает и не перекрашивает, склонность к акценту на верхних частотах до неприличного уровня не доходит, и в результате получается особо не окрашенное, но насыщенное и динамичное звучание.
И под конец пара пластинок с записями другого свойства: Tchaikowsky «Nussknacker» и Frantisek Ignac Tuma «Stabat Mater». Ровная подача, ритмичная и динамичная, без чрезмерной окраски (хотя нейтральными верха точно не назову). На сложных фрагментах ощущалось некое упрощение в деталях, но не сильное. Эмоции тракт немного усиливал, но не перекрашивал и сильно не видоизменял. На пластинке с произведениями Чайковского, я опять вспомнил прошлый тест и сравнение с игрой военного оркестра… Имеет место и право быть. На хоровых записях заметны как сильные стороны (динамика и нейтральность), так и недостаток гибкости и пластичности в звуке. Для хоровых записей требования выше, это совершенно точно, но не всем и не всегда это нужно. В остальном, проигрыватель показал себя предсказуемо, да и с прочими компонентами тракта ужился очень хорошо.
Резюме
По характеру звука обновленный проигрыватель не сильно изменился, что, впрочем, не удивительно, его конструкцию, в отличие от всех прочих аппаратов серии R, переделки затронули в меньшей степени, по крайней мере, версию, которая досталась мне на тест. Стабильный сложившийся характер, к тому же созвучный с другими аппаратами в R линейке T+A — пожалуй, именно эти качества и стоит учесть и использовать.
Музыкальный материал
1. Bingo Miki – Scandinavian Suite – Tatsuya Takahashi & The Tokyo Union – Three Blind Mice – TBM 1005 / Stereo
2. Brian May — Back To The Light — Parlophone 077778040019 / Stereo
3. Frantisek Ignac Tuma – Stabat Mater – Pregue Madrigal Singers, Miroslav Venhoda Supraphon GS 10540 / Stereo
4. Rafael Anton Irisarri — Reverie — Immune Recordings 010 / Stereo
5. Sarah Vaughan — No Count Sarah — Mercury MG C20441 / Mono
6. Tchaikowsky — Nussknacker — Berliner Philharmoniker, M. Rostropovich — Deutche Grammophon 2531 112 / Stereo
7. Thelonius Monk — Live At The Club — CBS 88584 / Stereo
Технические характеристики
Проигрыватель T+A G 2000 R
Привод: пассиковый с кварцевой стабилизацией и цифровым контролем тока мотора
Скорости вращения: 33,3 и 45 об/мин., с отклонением +/- 0,02 %