В последнем печатном номере журнала STEREO&VIDEO вы найдете тест одного из самых интересных и актуальных стереокомплектов на базе новой линейки R 2000 от компании Т+А
24.12.2015
Посмотреть PDF-версию публикации
ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. Универсальный источник/полный усилитель T+A MP 2000 R-DAC/PA 2500 R
Отделка поверхности
корпусов под «тертую»
производится вручную,
затем они подвергаются
анодированию, которое
надежно защищает их
от царапин и потускнения.
Основанную в 1978 году фирму T+A можно назвать образцовым германским High-End-брендом, и не только потому, что ее штаб-квартира находится в Герфорде, земля Восточная Вестфалия, а компоненты разрабатываются и производятся исключительно собственными силами. Важней другое: во главу угла ставится
строго научный подход и бескомпромиссные схемотехнические решения.
К мюнхенской выставке High End Show
2015 бренд Т+А обновил линейку
Revolution — старейшую в своем арсенале и, по мнению самих разработчиков, наиболее значимую. Ее представители впервые появились в 1992 году, а менялись только тогда, когда становилась возможна их кардинальная
модификация. На этот раз она связана с революционными изменениями в мире носителей звука. В итоге обновленная линейка состоит из LP-проигрывателя G 2000 R, полного усилителя PA
2000 R (2х100 Вт, 8 Ом), а также его более мощного коллеги PA 2500 R и универсального источника (ниже мы расшифруем этот термин) MP 2000
R-DAC, которые были предоставлены нам на тестирование.
Корпуса обоих компонентов выполнены
из толстых алюминиевых плит методом фрезерования (никакой штамповки!). В результате удалось добиться максимальной жесткости конструкции, обеспечить оптимальный температурный режим работы узлов и полностью защитить
схемы от электромагнитных помех. Защите от вибраций способствуют кольца из силикона, вмонтированные в алюминиевые ножки (тоже собственная разработка фирмы).
Разрабатывая схемотехнику полного усилителя, инженеры придерживались концепции полной симметрии. Большое
значение также придавалось и эффективному
отводу тепла от выходных транзисторов.
Внутреннее убранство
проигрывателя состоит
из CD-механизма в герметичном кожухе, импульсного блока питания, платы управления,
а также отдельных узлов
обработки аналоговых
и цифровых сигналов.
Примечательно, что центральную часть фасада MP 2000 R-DAC занимает не CD-транспорт (он
слева), а матричный дисплей. Такая компоновка
полностью отвечает современным требованиям:
дисплей de facto является важнейшим элементом универсального источника звука. Между ним
и транспортом находятся кнопки выбора источника и открытия/закрытия лотка для CD, а также порт USB A. Он работает с устройствами, форматированными FAT 16/32, и выдает по шине питания ток силой до 500 мА, что позволяет «раскрутить» стандартный HDD-накопитель. Справа
от дисплея расположены поворотный переключатель выбора трека/работы в меню и кнопка подтверждения. За ними находятся клавиши доступа к плей-листам, меню и переключению между воспроизводимым треком и плей-листом. Теперь смысл названия «универсальный источник» становится понятным: компонент объединяет в себе функции CD-проигрывателя, ЦАПа и сетевого плеера. Впрочем, экипировка задней панели свидетельствует о том, что данное нами определение не исчерпывает всех способностей MP 2000 R-DAC. Судите сами: помимо портов LAN и USB А, здесь имеются гнезда WLAN- и даже FM-антенны! Иными словами,
устройство может принимать не только интернетрадиостанции (в проводном или беспроводном
режиме), но и старый добрый FM-диапазон. Аналоговый сигнал выдается как в несимметричном,
так и в балансном варианте. Кроме того, предусмотрены два оптических и столько же коаксиальных входов цифрового сигнала плюс гнезда фирменной высокоскоростной управляющей
шины R2link. Модуль USB — программируемый,
от престижной итальянской фирмы Amanero
Technologies; он принимает поток РСМ размерностью до 32 бит/384 кГц и DSD64/128. Кроме того, если установить на PC специальный драйвер,
можно будет воспроизводить даже DSD256!
Внутреннее убранство проигрывателя состоит из CD-механизма в герметичном кожухе, импульсного блока питания, платы управления,
а также отдельных узлов обработки аналоговых
и цифровых сигналов. Для декодирования DSD-потока предусмотрен специальный 1-битный
конвертер (без преобразования в «низкобитный»
РСМ-сигнал, как это делается у большинства конкурентов). Выходные аналоговые каскады — полностью балансные, с расширенным диапазоном
рабочих частот. Между цифровыми и аналоговыми цепями имеется гальваническая развязка.
Компоненты можно
соединить друг с другом
по балансной шине. MP
2000 R-DAC, помимо портов LAN и USB А, имеет гнезда WLAN- и даже
FM-антенны! Усилитель оборудован тремя XLR-входами, а также балансным выходом
Pre Out.
Как подсказывает многолетний опыт инженеров Т+А, добиться оптимального функционирования всей схемы можно лишь при тщательном
подборе комплектующих. Именно поэтому в проигрывателе применяются отличающиеся малыми
потерями сигнала слюдяные конденсаторы с серебряными контактами, а также планарные резисторы с низкой индуктивностью.
Что касается функциональных возможностей
устройства, то наиболее важные связаны с особенностями фильтрации. Проигрыватель оснащен DSP-процессором, который с чрезвычайно высокой точностью (56 бит) повышает частоту дискретизации аудиопотока с CD до 352,8
кГц. Полученные данные преобразуются в аналоговый сигнал посредством восьми ЦАПов
32 бит/384 кГц (Burr-Brown PCM 1795) в двойном
симметричном включении, а затем поступают
на выходной фильтр, задача которого — убрать
высокочастотные составляющие и шумы квантования, а также «сгладить ступеньку». Для этого
можно использовать различные варианты фильтрации. В данном случае их четыре. Первые два
являются традиционными с конечной импульсной характеристикой (FIR). Фильтр 1 дает отличную АЧХ, но вносит небольшие искажения до и
после полезного сигнала (т.н. pre- и post-ringing),
что красноречиво иллюстрирует график отклика на дельта-импульс (см. комментарий). Второй осуществляет менее глубокую фильтрацию:
не столь эффективно отсекаются паразитные гармоники, зато предсигнальных искажений почти
нет. Третий фильтр имеет бесконечную импульсную характеристику (IIR) и применяется совместно с преобразованиями Безье (присутствуют
лишь постсигнальные искажения, но не подавляются кратные гармоники). Фильтр 4, основанный
исключительно на преобразованиях Безье, дает
сигнал практически без пред- и постсигнальных
искажений, но АЧХ получается со спадом на высоких частотах. Как говорится, выбор за вами!
На верхней крышке универсального источника гордо красуется логотип
фирмы-изготовителя.
Проигрыватель можно вписать в локальную
сеть по кабельному (LAN) или беспроводному
(WLAN) интерфейсу и принимать с компьютера/
всемирной паутины аудиофайлы даже высокого
разрешения (в проводном режиме — FLAC, AIFF,
WAV до 32 бит/192 кГц и ALAC до 24/96). Имеется и Bluetooth-модуль, позволяющий по эфиру получать аудиоданные со смартфонов (поддерживается новейший кодек aptX). Управлять компонентом можно как со штатного пульта ДУ или опционного двунаправленного радиопульта FD100, так
и с портативного гаджета через специальное приложение T+A Control App.
Интегральник PA 2500 R, как уже было упомянуто, — наиболее мощный из двух, входящих в линейку Revolution (паспортная мощность
2х140 Вт, 8 Ом), однако разработчики спешат уверить нас, что по качеству звучания он ничуть не
уступает младшему собрату. Опасение подобного рода кажется парадоксальным лишь на первый взгляд: мощные усилители зачастую невнимательны к передаче микродинамических нюансов. В данном случае за это можно не беспокоиться — у обоих аппаратов одинаковая схемотехника
и даже топология материнской платы. Однако радиаторы выходных транзисторов у 2500-го в два
раза больше, а для каждого канала предусмотрен
отдельный источник питания. Входные каскады собраны на дифференциальных усилителях
из дискретных элементов (в частности, используются отобранные вручную J-FET-транзисторы).
Схема не требует общей обратной связи, что позволило значительно расширить динамический диапазон обрабатываемого сигнала. Промежуточные каскады — однотактные, работают в классе А с сигналом высокого уровня. Кроме того, здесь задействована фирменная технология HV (High Voltage — высокое напряжение):
все каскады питаются высоким напряжением
(для предусилительных его величина составляет ±40 В, а для выходных, собранных на MOSFET-транзисторах, ±180 В), поэтому транзисторы работают лишь на линейном участке характеристики (задействована всего-навсего пятая часть усилительной кривой). Регулятор громкости имеет
в своей основе матрицу высокоточных резисторов, обеспечивающих минимальный дисбаланс.
Универсальный источник принимает FM-радиостанции, а также
подчиняется командам
двунаправленного пульта
ДУ (мод. FD 100), работающего на радиочастоте.
В связи с этим MP 2000
R-DAC комплектуется
FM-антенной.
Усилительные тракты выполнены по балансной схеме, поэтому снабдить аппарат соответствующим входом не составило труда. XLR-входов три, есть и балансный выход с предусилителя. Кроме того, предусмотрены четыре несимметричных входа, винтовые клеммы для подключения двух пар колонок (аппарат рассчитан на работу с акустикой импедансом до 2 Ом) или одной
по схеме bi-wiring, а также вход/выход управляющей шины R2link и вход релейного сигнала 12 В.
С фасада обеспечивается прямой доступ к любому подключенному источнику, а также ко всем
рабочим режимам: можно изменить громкость
и баланс (при помощи поворотного регулятора),
настроить НЧ/ВЧ-тембр, включить тонкомпенсацию или, наоборот, обойти темброблоки, а также
отключить выход с предусилителя или выбрать желаемый комплект колонок (А/В, А+В). Имеется и
6,3-мм выход для наушников импедансом не ниже
50 Ом. На матричный дисплей выводится название
активного входа и комплекта работающих АС, уровень громкости и другая полезная информация.
Оба компонента комплектуются одним
и тем же пультом ДУ.
Он системный, просто
во время работы с PA
2500 R добрая треть
кнопок остается незадействованной. Пульт
достаточно удобен, но
коромыслице регулятора
громкости слишком приближено к другим кнопкам, поэтому ошибочное
ее нажатие отнюдь не
исключено.
Если усилитель является частью многоканальной аудиосистемы (домашнего кинотеатра),
в которой громкость регулируется с процессора, один из балансных или несимметричных входов можно сделать нерегулируемым. Также можно задать автоматический режим «опознания»
наушников: при их подключении тракт усиления
мощности и выход с предусилителей будут обесточены. За отдельную плату поставляется внутренний модуль Phono-корректора для МС/ММкартриджа.
Лучшей характеристикой звучанию будет «хирургическая точность». Ни один нюанс не ускользает, замысел исполнителя передается слушателю без ощутимых искажений. Критики ради можно упрекнуть дуэт T+A в излишнем хладнокровии,
но не будем забывать, что именно этим германская
школа звуковоспроизведения и гордится. Конечно, достичь оптимального результата можно только в сочетании с громкоговорителями, построенными на той же идеологической базе. Еще один
важный момент — аппараты работают столь скрупулезно, что любые недостатки исходника выявляются словно под микроскопом. Эксклюзивные
же записи эта «деловая пара» представит во всем
блеске. Иными словами, вы получите двублочную
машину для по-настоящему бескомпромиссного
воспроизведения. Если вы не боитесь, что все пиратские диски из вашей коллекции придется заменить лицензией, а кое-какие MP3-файлы сохранить
только для того, чтобы демонстрировать друзьямнеофитам разницу между настоящей и «консервированной» музыкой, тогда этот комплект —
для вас. Благодаря усилиям «ученых» Т+А (именно
так они называют сами себя) цифровая революция
в мире звукозаписи становится перманентной.
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
ИСТОЧНИК MP 2000 R-DAC
Конструкция
- Аудиовыходы/выходы
линейные (стерео) –/+
балансные –/+
вход Рhono –
- Цифровые входы/выходы
коаксиальный 2/+
оптический 2/–
шина R2link +/+
USB B
LAN +
- Выход на наушники (6,3 мм) –
- Потребление, работа/Standby
40/0,5 Вт
- Габариты, 460х82х400 мм
- Масса 8,0 кг
Функции
- Чтение дисков CD/SACD +/–
- Чтение форматов MP3, WMA,
AAC, FLAC, OGG-Vorbis; FLAC/WAV/AIFF (по LAN до 32/192),
ALAC (по LAN до 24/96)
- Тюнер FM c RDS
- Bluetooth/aptX +/+
- Up-sampling 8x
- Варианты фильтрации 4
Управление
- Шина R2link
- Пульт ДУ системный
ПОЛНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ PA 2500 R
- Выходная мощность (8 Ом)
2х140 Вт
- Аудиовходы/выходы
линейные (стерео) 4/1
балансные 3/1
вход Рhono —
розетки —
выход на наушники (6,3 мм) +
подключение акустики винт.
Управление
- Пульт ДУ системный
- Шина R2link вход/выход
- Потребление, работа/Standby
2000/0,5 Вт
- Габариты, 460х165х405 мм
- Масса 14,5 кг
ДАННЫЕ STEREO&VIDEO
Измерено в лаборатории Stereo&Video. Октябрь, 2015.
ИСТОЧНИК MP 2000 R-DAC
- Неравномерность АЧХ 0,16 дБ
- Дисбаланс каналов на частоте
1 кГц (L-R) 0,00 дБ
- КНИ на 1 кГц 0,0003/0,0014%
ПОЛНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ PA 2500 R
- Р вых (КНИ 0,7%, 8 Ом)
на 80/1000/10 000 Гц
144,2/149,5/140,7 Вт
- Коэффициент демпфирования 69 ед.
- КНИ на 0,5 P вых на
80/1000/10 000 Гц
0,009/0,007/0,015%
- Верхняя рабочая частота
по уровню –0,5/–3/–6дБ
90/>95/>95 кГц
- Неравномерность в полосе
20—20 000 Гц 0,6 дБ
- Уровень АЧХ на 10/95 кГц
0,262/-0,208
- Взаимопроникновение L-R/R-L
66/66 дБ
- Дисбаланс каналов 0,17 дБ
- Результирующая АЧХ
комплекта
- АЧХ/КНИ универсального источника
- Отклик универсального источника на одиночный импульс
- Спектр выходного сигнала универсального источника
КОММЕНТАРИЙ
Характеристики обоих аппаратов по большей части блистательные. Графикам АЧХ и КНИ универсального источника может позавидовать CD-плеер самого высокого класса: неравномерность меньше 0,2 дБ, искажения не превышают тысячных долей процента, а дисбаланс и вовсе отсутствует; фаза входного сигнала не инвертируется, выходной спектр девственно чист. АЧХ усилителя тоже близка к идеальной: сколько-нибудь
заметный спад начинается на «заоблачных высотах» (частота порядка 80 кГц), темброблоки работают с идеальной симметрией. Лишь мощностные показатели несколько разочаровывают: в стереорежиме усилитель обеспечивает не более 120 Вт/кан.
ТЕКСТ Вячеслав Саввов
Источник: STEREO&VIDEO ноябрь-декабрь 2015
Посмотреть в каталоге: MP 2000 R | PA 2500 R
Возврат к списку новостей