Тест CD-проигрывателя Astin Trew AT3500 и усилителя Astin Trew AT2000: рассеять заблуждения. Stereo.ru
24.08.2015
Аудиомир стремительно переходит от физических носителей к виртуальным. Усилители и проигрыватели в спешном порядке оснащаются портами LAN и USB, устройства стараются перещеголять друг друга по размерности воспроизводимых файлов. И в этот поворотный момент на российском рынке появляется электронная пара с абсолютно классическими характеристиками. Что подразумевается под столь дерзким отказом подчиняться требованиям современности?
Просим любить и жаловать — британская компания Astin Trew, новичок на страницах журнала. Это неудивительно, поскольку бренд сравнительно молодой (основан в 2003 году в г. Хэмблден, графство Оксфордшир). Фирму Astin Trew учредил Майкл Осборн (название сложилось из девичьих фамилий его жены и матери); он разрабатывает концепцию и дизайн изделий, а также занимается настройкой их звучания. Его кредо — создание высококачественной электроники, способной донести до слушателя всю гамму эмоций, которые композитор вкладывает в свои творения.
«Такими словами можно характеризовать любого производителя техники класса High End»,— усмехнется вдумчивый читатель. Он был бы прав, как говорится, на все 100%, если бы не одна существенная оговорка. Майкл Осборн старается, чтобы цены на его продукцию не выходили за рамки здравого смысла. Воплотить этот благородный замысел помогает то, что большинство подчиненных Осборна — страстные любители музыки, а некоторые — даже ее творцы.
В итоге инженерам Astin Trew удалось, по их собственному мнению, разработать аудиокомпоненты, обладающие самым естественным звучанием в своей ценовой категории. Это наши эксперты приняли как вызов. Согласитесь, подтвердить или опровергнуть такое, мягко говоря, амбициозное заявление — интереснейшая задача.
Костюм делового покроя
Пока проигрыватель выключен, раскладка его передней панели кажется классической: центрально расположенный CD-транспорт и шестерка кнопок, отвечающих за режимы воспроизведения. Однако где же дисплей? Ответ дает включение аппарата: справа от лотка вспыхивает окошечко, в котором индицируется минимально необходимая информация (номер трека и время звучания). Сзади тоже спартанский набор выходов — линейный несимметричный и коаксиальный цифровой, реализованные на высококлассных позолоченных клеммах.
Жесткость цельнометаллического корпуса повышают ребристые боковые панели, выполненные экструзионным методом, и мощная верхняя крышка. Откроем ее. Роль цифроаналогового преобразователя поручена микросхеме BurrBrown РСМ 1738, давно и заслуженно пользующейся уважением аудиофилов. Так же можно характеризовать CD-привод Philips VAM1202 и чип Crystal CS8420 апсемплера, способного довести разрешение сигнала CD-DA до уровня 24/96. Соответствующий тактовый генератор запитывается от специального узла.
В блоке питания установлены накопительные конденсаторы Auricap аудиофильского класса и трансформатор, имеющий С-образный сердечник. По характеристикам он практически не уступает тороидальному, а стоит значительно дешевле. Усилители формирователи сигнала с ЦАПа работают в классе А.
Гибридная схема
Однако самым интересным с точки зрения конструкторских решений является буферный каскад. Он ламповый, выполнен на двойном триоде ЕСС88. Дело в том, что Майкл Осборн считает гибридную схему наилучшей для воспроизведения сигнала, восстановленного из «цифры»: не теряя в напоре и динамике, звучание обретает живую теплоту.
Примечательно, что производители гибридных компонентов практически никогда не могут устоять перед искушением установить ламповый входной каскад в усилитель. Сама по себе идея здравая, но при создании пары из «родных» компонентов она становится порочной — ламповый выходной каскад CD-плеера подключается к ламповому же входу предусилителя, и тембровая окраска становится чрезмерной.
Каково же было удивление наших экспертов, когда выяснилось: лампа (двойной триод ЕСС82) в конструкции усилителя используется, но лишь для регулирования питающего напряжения выходного каскада. Иными словами, звуковой сигнал через нее не проходит — предварительные каскады AT 2000 выполнены на работающих в классе А транзисторах.
Главными элементами блока питания служат тороидальный трансформатор и патентованные узлы Never Connected (в вольном переводе «всегда отключен»), позволяющие свести к минимуму как огрехи сетевого напряжения, так и пагубное влияние мощных выходных каскадов на «нежные» предварительные. Накопительные конденсаторы имеют огромную емкость (они способны запасти 32 Дж электрической энергии), что обеспечивает выходные MOSFET-транзисторы током, достаточным для полноценной отработки сигнала с самыми крутыми фронтами.
Большое внимание также было уделено способности усилителя эффективно раскачивать громкоговорители с большими перепадами импеданса. При этом инженеры стремились максимально сократить пути прохождения сигнала и число элементов схемы.
Зоны прослушивания
Внешне АТ2000 идеально гармонирует с проигрывателем. Центральное место на фасаде с чуть скругленными горизонтальными гранями занимают два элемента, декоративные и утилитарные одновременно. Это широкая вставка из плексигласа и крупная рукоятка поворотного регулятора громкости (кстати, он реализован на резистивной матрице, которая не вносит в регулируемый сигнал никаких искажений).
Рукоятка визуально разделяет переднюю панель на зону коммутации и управления/индикации (правая половина вставки служит, как и у плеера, окошком для небольшого, но достаточно информативного дисплея; ниже находятся кнопки доступа к входам и основным режимам работы).
Коммутационная зона расположена слева от регулятора громкости. Она состоит из 3,5-мм входа для аналогового подключения портативного плеера и двух (!) «телефонных» выходов — гнезд 6,3 мм для полногабаритных наушников и 3,5 мм для вкладышей. Рационально, не так ли?
Впрочем, еще больше приятных сюрпризов обнаруживается на задней стенке усилителя. Помимо традиционного набора несимметричных входов и регулируемого/нерегулируемого выхода, имеются балансный вход/выход, порт для подключения активного сабвуфера и два гнезда RJ45, озаглавленные САТ 5 In и Out. Думаете, это терминалы LAN-интерфейса? Ничего подобного. Они служат для организации второй зоны прослушивания, причем двумя способами.
Первый, аудиофильский, подразумевает передачу аудиосигнала на дополнительный AT2000 по балансной шине. В этом случае кабель САТ 5 проводит лишь управляющие сигналы (команды с пульта ДУ подаются на усилитель первой зоны, а откликается на них аппарат, расположенный во второй). Если же тянуть толстые балансные кабели из одной комнаты в другую нецелесообразно, можно пустить по шине САТ 5 и аудиосигнал (в балансном виде, что позволяет передать его практически без помех на расстояние до 100 м). Разумеется, предусмотрен разъем шины RS-232, дабы вписать усилитель в многокомнатную систему управления (Crestron, AMX и т.п.) .
Пластичность винила
Главные достоинства звучания комплекта — реалистичность и то, что у аудиофилов принято называть открытостью. Никакого цифрового привкуса нет, сигнал с компакт-диска приобретает, извините за невольный каламбур, пластичность винила — даже при отключенном апсемплере плеера (результаты его работы наши эксперты оценили неоднозначно: большинство посчитало, что он имеет определенные жанровые предпочтения). Зато все согласились: в звучании полностью отсутствует расфокусировка нюансов (достаточно распространенный недостаток лампового звучания): аудиосцена выверена словно на аптекарских весах, управляемости баса могут позавидовать High-End-усилители, чья мощность (и, разумеется, цена) в разы превосходят показатели AT2000.
Да, система не работает с твердотельными носителями, однако ничто не мешает потребителю дополнить ее высококачественным USB-ЦАПом. Также есть возможность заказать у официального дистрибьютора модернизированные плеер/усилитель AT3500Plus/AT2000 Plus (или «проапгрейдить» имеющиеся), и у проигрывателя появится USB-вход. Так или иначе, но эта в полном смысле слова идеальная пара компонентов рассеивает заблуждение о том, что современный усилитель или CD-проигрыватель бизнес-класса обязательно должен воспроизводить музыку с флешки, HDD или из интернета. Пусть этим занимаются другие — специализированные — устройства. Тогда будет лучше всем, и музыке в первую очередь.
Результаты измерений и паспортные данные CD-проигрывателя Astin Trew AT3500 и усилителя Astin Trew AT2000
АЧХ проигрывателя выглядит изумительно. Спад на границах рабочего диапазона не превышает 0,2 дБ, что совершенно некритично. КНИ очень мал практически на всех частотах (опорная величина превышает пиковую всего в 2 раза). Отклик на одиночный импульс свидетельствует о четкой работе выходного фильтра и о том, что выходной усилитель-формирователь сохраняет фазу исходного сигнала. В спектре выходного сигнала заметны следы лишь одной паразитной гармоники, причем на довольно низком уровне (–80 дБ). Измеренная мощность усилителя превзошла паспортную почти на 30%, так что обещанные 65 Вт/кан. усилитель обеспечит без проблем, а большой коэффициент демпфирования свидетельствует: заявление разработчиков о том, что они много внимания уделили тому, как усилитель раскачает капризные колонки, не расходится с делом.