За гранью грань. Полный усилитель NuPrime IDA-16. «PRO High End» #01 [31] 2015
06.02.2015
Источник: PRO High End
Десять лет назад в Калифорнии была основана компания NuForce, впоследствие получившая широкую известность как разработчик
и производитель аудиотехники с применением проприетарной ШИМ-технологии звукоусиления. В прошлом году ее мобильный дивизион был приобретен корпорацией Coretronic,
владельцем торговой марки Optoma, а направление high end audio, под управлением
Джейсона Лима, получило свое дальнейшее
развитие в лице компании NuPrime, чьим первым продуктом стал полный усилитель IDA-16,
дебютировавший на прошлогодней выставке
в Мюнхене. Его-то мы и протестируем.
Внешность аппарата подчеркнуто минималистична, количество управляющих клавиш и
информативность дисплея с головой выдают
дизайнера-аскета. Впрочем, аудиотехника как
предмет роскоши или доминирующая деталь
интерьера — не сказать чтобы самое популярное решение, по крайней мере сегодня, когда
стереосистема уже не занимает центральное
место в гостиной. Небольшая высота усилителя вызывает ассоциации с современными
смартфонами, сходство это усиливается строчкой в ТТХ, где она указывается как «чуть менее
пары дюймов, без учета ножек». Да уж, новый
iPhone тоже «чуть тоньше 7 мм, без учета объектива камеры».
Надо сказать, что разбирается усилитель
весьма замысловато, я бы даже сказал — не
без изюминки, однако конечному пользователю делать внутри решительно нечего, а если
его обуяет любопытство, то мы его удовлетворим. Для относительно бюджетного аппарата
количество плат вызывает как минимум уважение, особенно с учетом факта их самостоятельной разработки и производства. Сетевое
напряжение через некий фильтр поступает на
традиционно импульсный блок питания, а оттуда — на блок конденсаторов с управляющими электромагнитными реле. Непосредственно блок звукоусиления имеет маркировку
STA200 — напомню, что у NuForce был в свое
время оконечный усилитель STA100; возможно, что это результат дальнейшего развития
заложенных в него идей, в частности — рабочая частота была увеличена в полтора раза (с
400 до 600 кГц).
Традиционные цифровые входы обслуживаются приемником Asahi Kasei AK4113VF, работа с USB возложена на модуль XMOS, для
цифро-аналогового преобразования используется конвертер ESS ES9018K2M, а регулировка громкости осуществляется резистивной
матрицей NJR MUSES72320. По заявлению
производителя, аппарат способен принимать
цифровой сигнал с разрешением вплоть до
24 бит/384 кГц и DSD256, а у нас нет причин
не доверять ему. Последнее, но не по значению,— наличие кинотеатрального транзита, позволяющего использовать аппарат в качестве
оконечного усилителя фронтальных каналов
в связке, например с аналогичными по внешнему облику NuForce AVP-18 и MCA-18. Перед
началом прослушивания мне осталось упомянуть разве что пульт дистанционного управления в оригинальном шестигранном корпусе
и с опять же замысловатой логикой замены
элементов питания. Но в конце-то концов, нам
«шашечки или ехать»?
Прослушивание
NuPrime IDA-16 выглядит так, словно вышел
из-под резца скульптора. Современный коллега сеньора Буонарроти не просто отсёк всё
лишнее, но сделал это буквально за два-три
движения резца. Оттого и внешний облик, который может послужить усладой для глаз самого строгого ревнителя пропорций, отдаёт неким
восточным минимализмом. Победой строгости
форм и цвета над вариативностью, которая в
итоге все равно порождает бесконечную вторичность однообразных форм и однотипность
реализации органов управления.
Если театры начинаются с вешалки, то усилитель начинается с пульта дистанционного управления. Как ни крути, но часто пульт
— единственное средство коммуникации с
усилителем. Источник предполагает смену носителя — виниловой пластинки или компактдиска, акустические системы и те допускают
некоторый интерфейс: установить, развернуть,
заменить штатные шипы, сменить провода,
установить на мраморные пьедесталы и поставить сверху пирамидки с шунгитом, разместить
за каждой из них звуковые панели и развесить ловцы снов вместе с плакатами кумиров
юности. И только усилитель, как безмолвный
часовой, честно стоит на страже наших музыкальных пристрастий. Как стойкий оловянный
солдатик. Но вот мы берём в руки пульт. И все
изменяется. Особенно если это пульт от IDA-16.
Будучи взвешенным на ладони, он даёт ощущение не то скипетра, не то «цилиндра фараона».
Единственное, что вносит некий диссонанс, —
люфт кнопок, который разрушает ощущение
монолитного предмета и отдаленно чем-то напоминает звук цыганского монисто.
И это отчасти обидно. Радость тактильного
интерфейса — это достояние взрослого человека, которое родом из детства. Он давно вырос из коротких штанишек и перестал видеть
этот мир в гипертрофированно насыщенном
спектре. Но радость от прикосновения к отполированным прикладу и цевью отцовского
ружья, сидит в нас независимо от возраста и
отношения к охоте.
Психологи склонны утверждать, что почти
всё в нас — родом из детства. Не могу не согласиться. Если моя любовь к року не из детства, то
моя идиосинкразия к музыкальным номерам,
идеологически совпадающим с линией партии,
— совершенно точно оттуда. Как оттуда же толерантность к любым ритмам, размерам и сценическим образам, кроме гордого образа в парике с протянутой рукой, воспевающего светлое будущее, которое по неясным причинам
никак не наступит. Зато наступило будущее, в
котором нам стал доступен NuPrime IDA-16. А
ведь это почти фантастика или, как минимум,
альтернативная реальность, потому как в фантастических романах моего детства космические корабли бороздили необъятные просторы
Вселенной, а вот про цифровые усилители там
не было ни слова. Что же может усилитель из
будущего, которое стало настоящим? Как оказывается, не так уж и мало.
Усилитель обладает ярким и в то же время
цельным звучанием. Совершенно определенно разработчики IDA-16 ставили перед собой
гораздо более сложную задачу, нежели достижение определенных мощностных характеристик и заданных границ частотного диапазона. Налицо наличие явления, которое я бы
определил как звуковую парадигму. И каждая
отобранная мной запись подтверждала мои
предположения.
«Edge of Seventeen» Стиви Никс — одна из самых ярких, прочувствованных, выстраданных
сольных работ певицы, и усилитель безжалостно обнажает душевные переживания от утраты
родных и близких людей. Мне определенно
импонирует склонность IDA-16 к воспроизведению подобных композиций «на нерве».
«Little lies» от Fleetwood Mac, по сути — исповедь от Кристины Перфект продолжает историю, сюжет которой уходит корнями в то время, когда, кажется, всё ещё можно изменить.
«Battle of Evermore» — гипнотически красивая вещь, родившаяся на одном дыхании
и оставляющая ровно то же впечатление и
сейчас, казалось бы, целую вечность спустя
после своего появления, поражающая изысканным звукоизвлечением и уникальным
ароматом эпохи увлечения рок-гуру ориентальными практиками. IDA-16 рисует весьма
убедительную сцену, в которую вписывает
удивительные по тембральной достоверности образы инструментов. И, конечно, вокал
Планта и Сэнди Денни заслуживают отдельного упоминания. Если попытки описать вокал Планта — занятие, как минимум, способное вызвать недоумение, то упомянуть, что
NuPrime позволяет наиболее полно оценить
вокальные данные Александры Элен МакЛин
Денни (к слову — лучшей певицы Великобритании 1971 и 1972 годов по версии Melody
Maker), мне кажется вполне уместным.
Классические произведения NuPrime исполняет очень деликатно и, я бы сказал, — проникновенно. Он подойдет и тем, кто воспитан
в классической традиции и воспринимает сочинения композиторов целиком, как логически
целостное произведение, так и для тех, кто привык ловить нюансы, уделяя внимание особенностям воспроизведения звуковым трактом тех
или иных музыкальных инструментов.
Полный усилитель NuPrime IDA-16
Технические характеристики (по данным производителя)
- Выходная мощность, 8 Ом: 200 Вт на канал
- КНИ+шум: 0,004%
- Частотный диапазон: 10-80000 Гц
- Габариты: 432 х 381 х 65 мм
- Масса: 7,3 кг
Контрольная система
- SACD-проигрыватель
Mark Levinson №512;
- акустические системы Piega Classic 80.2;
- сетевые кабели
Studio Connections Carbon Screen;
- сетевые кабели
QED Qonduit P-MC;
- цифровой кабель
QED Qunex Signature;
- цифровой кабель
QED Performance USB A-B Graphite;
- межблочные кабели
inakustik Referenz Selection NF-1603;
- кабели для подключения АС
inakustik Referenz Selection LS-1603.
Вывод
NuPrime IDA-16 — ответ на самые потаённые чаяния любителей качественной музыки. Он весьма убедителен как усилитель для большинства имеющихся на рынке акустических систем. Возможность работать непосредственно с цифровым сигналом делает IDA-16 беспроигрышным вариантом для тех, кто перешел или собирается в ближайшее время перейти к цифровым носителям. То есть в перспективе —
практически для всех, кто имеет хоть какое-то отношение к музыке.
Владислав Чермошенцев
Источник: PRO High End
Посмотреть в каталоге: IDA-16
Возврат к списку новостей