Читайте подробный обзор аппаратов HV (усилитель и мультиисточник) от T+A в свежем номере Prohighend
07.08.2013
Уравнение с двумя известными.
Сетевой CD-проигрыватель Т+А MP3000HV.
Полный усилитель Т+А PA3000HV
Компания T+A (Theorie Und Anwendung) была основана 35 лет назад учеником самого Фрица Зеннхайзера, инженером Зигфридом
Амфтом, а основным профилем ее деятельности на тот момент стал
выпуск различных акустических систем. Так, уже в 1982 го ду появилась серия Criterion TMR с достаточно экзотическим типом акустического оформления низкочастотного звена «трансмиссионная
линия». Спустя еще два года настал черед столь же «нестандартной» серии Solitaire OEC, с электростатическим ВЧ-излучателем и
встроенными ламповыми усилителями.
Первая серия электроники T+A, в «лице»
предварительного и оконечного усилителей
Pulsar, появилась на рынке в 1986 году, а 20
лет назад на ее базе был начат выпуск, пожалуй, самой известной у этого производителя
R-серии. К четвертьвековому юбилею была
разработана флагманская V-серия, получившая свой индекс от дебютного полного лампового усилителя. Впоследствии компанию
ему составили проигрыватель грампластинок,
SACD-проигрыватель с ламповым выходом,
ламповый же предварительный усилитель и
два гибридных оконечных усилителя, моноблок и 2-канальный. В настоящий момент все
эти компоненты выпускаются в своей второй
«редакции».
Наконец, на прошедшей в январе выставке
в Лас-Вегасе дебютировали аппараты серии
HV (High Voltage): сетевой CD-проигрыватель
MP3000HV и полный усилитель PA3000HV,
которые мы сегодня и протестируем. Что же
касается планируемого расширения серии,
то оно должно произойти за счет появления
предварительного и оконечного усилителей
P3000 и A3000. Последний, обеспечивая в
стереорежиме мощность, аналогичную интегральной модели, при переводе в монорежим
способен «выдать» целый киловатт!
Конструкция
Для начала хочу отметить общие черты обоих аппаратов — и в первую очередь это касается алюминиевых корпусов, очень массивных
даже на вид. Например, толщина внутренних
горизонтальных панелей составляет 10 мм,
боковых накладок — до 16 мм, а фронтальные
панели и вовсе имеют поражающую воображение глубину в целых 40 мм. С другой стороны — это как раз не столь удивительно, потому
что в них располагаются блоки управления и
индикации, в том числе вакуумно-люминесцентный дисплей с регулируемой яркостью и
сенсорные клавиши.
Еще один общий момент уже непосредственно связан с названием серии: это идентичные
компоненты и конструктивные решения предварительных каскадов в проигрывателе и усилителе, позволяющие использовать для них
напряжение питания в ±40 В. Много это или
мало? Аналогичное напряжение используется в выходных каскадах усилителей «десятой»
серии, работающих в режиме HighCurrent. В
целом же конструкцию обоих аппаратов отличает полностью дискретная и симметричная
схемотехника.
Переходим к частностям. Проигрыватель
MP3000HV оснащен двумя полностью независимыми блоками питания, для цифровой
и аналоговой частей, причем разделение это
проходит еще на уровне пары сетевых кабелей. Для питания «цифры» используется
фильтр FN9222R-3-06 от Schaffner, после которого установлен модуль AP106 производства
Apluspower. Аналогичный встречался нам в
модели Music Player Balanced. Для питания аналоговой части задействован такой же фильтр,
после которого идут два трансформатора по
15 ВА и 8 конденсаторов по 4700 мкФ. Оба
БП закреплены на противоположных боковых
внутренних стенках из алюминия толщиной
15 мм.
CD-привод производства компании StreamUnlimited мало того что заключен в массивный
металлический кожух, так еще и крепится к горизонтальной разделительной панели в трех
точках. Кроме него, с нижней, «цифровой» стороны имеется, скажем так, «материнская» плата, на которой закреплены стример SeDMP3 от
Audivo и модуль взаимодействия со штатным
дуплексным радиопультом ДУ FD100. Довершает картину отдельно стоящая плата USBконтроллера на базе Tenor TE8802L. За работу
с традиционными цифровыми входами/выходами, коими аппарат оснащен с избытком, отвечает приемопередатчик WM8805 от Wolfson.
Единственным аналоговым источником сигнала в этом аппарате является встроенный
FM-тюнер, а наиболее «ограниченным» по
параметрам цифровым, как ни странно, — CDпривод, с его классическими 16/44,1. Следом
идет беспроводное сетевое подключение, через него можно получать сигнал с частотой
дискретизации не выше 48 кГц. По «оптике»
и «коаксиалу» принимается поток с разрешением вплоть до 24/96, это же значение является предельным для ALAC-файлов. Для того,
чтобы послушать музыку в формате 24/192, —
придется воспользоваться BNC, AES/EBU или
USB, а подключив стример к проводной сети,
можно приобщиться и к контенту с частотой
дискре тизации 192 кГц при глубине квантования вплоть до 32 бит с плавающей точкой.
«Аналоговая» часть схемы начинается с
24-битного цифрового сигнального процессора Freescale DSPB56367AG150. С его помощью осуществляется 8-кратный (для CD) апсэмплинг исходного сигнала и последующая
цифровая фильтрация по одному из четырех
алгоритмов c различными импульсными характеристиками. Согласно объяснению производителя, первый из них — классический и
наиболее распространенный, а четвертый —
самый правильный с точки зрения качества
звучания.
Два генератора синхроимпульсов имеют
рабочие частоты, в 512 раз превышающие
опорные 44,1 и 48 кГц, — весьма похвальная
преду смотрительность. Для магнитной гальванической развязки цифровой и аналоговой частей схемы используется цифровой изолятор
AduM1400 от Analog Devices. В качестве ЦАПа
установлена четверка PCM1795 от BurrBrown,
элементная база после которых — исключительно дискретная. Кстати, в этой части платы
можно обнаружить дополнительные элементы БП, в «лице» еще 6 конденсаторов по
4700 мкФ и стабилизаторов на радиаторах.
К звуковым настройкам проигрывателя, помимо вышеупомянутых фильтров, можно отнести возможность переключения абсолютной
фазы сигнала (в цифровом домене) и выбор
верхней границы диапазона аналогового выходного сигнала (60 или 120 кГц). Помимо
пульта ДУ, для управления аппаратом можно
воспользоваться приложением для мобильных устройств.
Блок питания усилителя, занимающий нижнюю часть корпуса, построен на базе экранированного тороидального трасформатора
Sedlbauer номиналом 1 кВА и банка конденсаторов суммарной емкостью 120 тысяч мкФ.
Разъем для подключения питания — 20-амперный. Сервисные схемы, как я понял, «запитываются» модулем AME15-5SMAZ от Aimtec.
Регулировка громкости осуществляется посредством переключения с помощью реле набора резисторов. Что ж, это практически «высший пилотаж» — «солидней», вероятно, только
галетный переключатель, да и то не факт.
Про предварительные каскады я уже упоминал, а в оконечных трудятся 8 комплементарных пар биполярных транзисторов ON,
MJL3281/1302 (15 А/260 В/200 Вт). Для их питания используется напряжение ±160 В. Можно долго пересказывать доводы производителя за использование подобного конструктивного решения, но лучше один раз послушать.
Интересно, а при подключении головных телефонов к штатному разъему они озвучивают ся
через делитель от усилителя мощности или
для них хватает потенциала предварительных каскадов? Кабели для акустических систем подключаются к латунным терминалам
с родиевым покрытием производства компании
Schutzinger. В комплекте имеется пульт ДУ
F3000. Естественно, что изготовлены оба аппарата в Германии.
Прослушивание
Попытка проводить параллели между пресловутым немецким качеством и продукцией
компании T+A представляется до некоторой
степени бессмыслицей. Разве что очередной
констатацией факта. Подтверждением истины.
Ибо и сама эта мысль не блещет новизной, да
и изделия с шильдиком T+A явно в этих параллелях не нуждаются. Корпуса проигрывателя и усилителя своим серо-стальным цветом
и стилистикой оформления навевают мысли
о трансформерах или о чём-нибудь столь же
космическо-футуристическом. А установка их
в стойку вызывает куда более земные ассоциации с тренажерным залом.
Подключаем аппараты к сети. Точнее, думаем, что подключаем. Попытка выяснить, что не
так, и почему не включается проигрыватель,
приводит к открытию: второй сетевой кабель в
комплекте — не пересортица и не плод забывчивости сотрудников компании-дистрибьютора. Это то, что также должно быть включено
в соответствующий разъем на задней панели. Тот самый, что питает аналоговые схемы
и нахо дится на противоположной стороне от
ранее подключенного. Исправляемся и… voila!
Строгая графика зеленовато-изумрудных дисплеев — не то заявка на класс аппаратуры, не
то отсылка ко времени появления электронных дисплеев как таковых. Крупица винтажности внесёт ноту благо(перво?)родства в любой hi-tech. И потому, pourquoi бы и не pas?
Космос так космос. Начнём с «A Million Stars»
от BT и Кирсти Хоукшоу. После нескольких
минут прослушивания дуэту можно уверенно
присуждать звание гвардейских крейсеров
дальней космической разведки. Перспектива
запредельна, магнитные поля строги, протуберанцы изящны и динамичны. Местами память
услужливо подсказывает мелодические ходы
то из Маруани, то из «Зодиака» — но это уже,
что называется, издержки воспитания. И ритмсекция, и разрешение электронных эффектов
— все на уровне.
«I Shot the Sheriff» от Боба Марли — совсем
иная мелодика, это самая настоящая земля,
звук живого концерта в Санта-Барбаре чуть
«подразмазан». Он стопроцентно концертный,
но даёт возможность в полной мере оценить
и энергетику патриарха регги, и способность
аппаратов правильно эту энергетику транслировать. Не иссушая и не кастрируя. Ловлю
себя на мысли: что бы я ни ставил, для меня в
музыке неизбежно присутствовал некий флёр
ностальгии. Ну почти на всем, кроме записей
современных «властителей эстрады»: там уже
не флёр — там «концентрация». И задумываясь о природе этого, я понимаю, что это грусть
по тем временам, когда музыка была просто
музыкой. Не тестами. Не профессией. Она
нравилась или не нравилась безотносительно
к качеству носителя и уровню техники для её
воспроизведения.
Дуэту Т+А свойственна эта редкая на сегодняшний день, тонкая балансировка на краю
модного, в чем-то «коммерческого» звука и
того естественного звучания, которым обладали аппараты прошлого. С завалом по басу и по
верхам, с обилием шумов в сигнале и, тем не
менее, — красивой, правильной «серединой»,
к которой неизбалованный музыкой мозг достраивал все недостающие ноты, интервалы,
трезвучия... И если я пытаюсь поймать себя на
некоторой ангажированности, то мне не стыдно. Шильдик T+A для меня — залог того, что,
поставив любой компакт-диск, я не только не
буду разочарован, но и, возможно, услышу его
так, как никогда не слышал до этого. Неприятно становится в тот момент, когда понимаешь, что доселе довольствовался упрощённой
моделью мира и слушал не музыку, а её интерпретацию, — и разница между ними заставляет задуматься о том, как этот мир непрост, и
о банальностях, вроде того, что даром ничего
не бывает. И даже сыр в мышеловку хороший
не кладут.
Рассказывая о звучании источника (неправильно его называть CD-проигрывателем, его
функционал неизмеримо шире), признаюсь,
что упор был сделан именно на компакт-диски. Хотя сетевые возможности аппарата,
безусловно, впечатляют.
Вывод
MP3000HV и PA3000HV — это очередной ход Theorie Und Anwendung.
Ход смелый и, без сомнения, удачный. Сочетая в себе звук самой высшей пробы и коммутационные и сервисные возможности, присущие аппаратам профессиональной сферы, эта пара, возможно, не заставит
сойти планету со своей орбиты, но безусловно засияет новой, яркой
звездой на небосводе high end.
И постскриптум: каждый из этих аппаратов по-своему шедевр. Пусть
в нём больше расчёта, труда и упорства, нежели эзотерики и культурологии, но шедевр. И я готов поручиться, что в данном случае сумма
больше, чем два слагаемых.
Сетевой CD-проигрыватель Т+А MP3000HV
Технические характеристики (по данным производителя)
- Частотный диапазон:
CD: 2 Гц – 20 кГц
HD: 2 Гц – 80 кГц
- КНИ: <0,001%
- Отношение сигнал/шум: 116 дБ
- Разделение каналов: 110 дБ
- Выходное напряжение, RCA/XLR (50 Ом): 2,5/5 В
- Энергопотребление: 80 Вт
- Габариты: 170 х 460 х 460 мм
- Масса: 26 кг
Полный усилитель Т+А PA3000HV
Технические характеристики (по данным производителя)
- Частотный диапазон: 1 Гц – 150 кГц
- Отношение сигнал/шум (без фильтра/кривая А): 05/110 дБ
- КНИ: <0,03%
- Разделение каналов: >90 дБ
- Входной импеданс, RCA/XLR: 20 кОм/5 кОм
- Выходная мощность, номинальная/пиковая:
8 Ом: 300/380 Вт на канал
4 Ом: 500/700 Вт на канал
- Скорость нарастания выходного сигнала: 60 В/мкс
- Фактор демпфирования, 4 Ом: >65
- Энергопотребление: 1500 Вт
- Габариты: 170 х 460 х 460 мм
- Масса: 38 кг
Контрольная система
- Акустические системы
Audio Physic Cardeas;
- сетевые кабели
Studio Connections Carbon Screen;
- межблочные кабели
van den Hul MC Silver IT Mk III;
- кабели для подключения АС
Musical Wire Cadence Signature.
Владимир Лавров
Источник: Prohighend
Посмотреть в каталоге: PA 3000 HV | MP 3000 HV
Возврат к списку новостей