Обзор полочных колонок Q Acoustics Concept 20
12.07.2013
Выставки Hi-Fi-техники - не самое подходящее место для демонстрации небольших колонок. К тому же, хотя в номерах отелей много полезных элементов обстановки и дизайна, но они мало годятся для оценки работы пары полочных колонок.
На выставке в Бристоле в этом году все было именно так - помещение, где была представлена пара новых Q Acoustics Concept 20 (недавно мы публиковали новость о данной модели), было довольно большим и полно людей, а колонкам к тому же приходилось соревноваться с парой гораздо более солидных по размеру громкоговорителей PMC, звучащих в соседней комнате. Так что возможности для оценки их работы были, мягко говоря, не идеальными.
И все же, когда рецензент AVF Стив Витерс и я занялись предварительным прослушиванием Concept 20, они произвели неизгладимое впечатление на нас обоих. Мы обсуждали эту модель на следующем показе, где внимательный гуру маркетинга Стив Рейчерт взял на заметку наши замечания. Поэтому, как только появилась такая возможность, Concept 20 были сразу же отправлены нам для более детального знакомства.
Так что же было такого в этих небольших колонках, которые так запомнились? В двух словах, компания Q Acoustics сделала что-то достаточно необычное в смысле конструкции, чтобы это заметил каждый, кто более-менее интересуется колонками. Обычно, когда производитель решает как-то усовершенствовать колонки, он идет проверенным путем, обращая в первую очередь внимание на динамики (драйверы) и разделительные фильтры (кроссоверы) для достижения желаемого.
Корпус, если он вообще хоть как-то изменяется, чаще всего получает незначительные дополнительные детали или другую, более красивую отделку. Но с Q Acoustics совершенно другая история. Для того, чтобы показать все достоинства драйверов и кроссовера от гораздо более дешевых колонок, эти элементы были взяты почти без изменений и помещены в совершенно новый корпус, в котором используется редкая для такого уровня технология. Интересно, это действительно пример «голого короля» или после того, как утихнут шум и суета бристольского шоу, эти колонки все еще будут достойны внимания ценителей?
Дизайн
Concept 20, как следует из названия, сочетает в себе новые технологии и доступность для обычного потребителя. В течение нескольких последних лет фирма Q Acoustics занималась изучением рынка доступных колонок тех моделей, при создании которых внимание уделялось совершенствованию аудио составляющей, уменьшению размеров и получению еще более привлекательного звучания. Сделав из этого определенные выводы, мы стали думать о том, каким может быть следующий шаг компании. И здесь все стало интереснее.
Сначала все было вполне предсказуемо. В линейке колонок 20i использовались довольно обычные (хотя и очень качественные) динамики. Неплохие для колонок доступного диапазона, для более дорогих моделей они были первыми кандидатами на замену. Однако не все эксперты с этим согласились - причем те, от кого этого меньше всего можно было ожидать.
Многие (но не все) колонки Q Acoustics были разработаны в сотрудничестве с немецким инженером-акустиком Карлом Хайнц Финком, который мог бы победить в конкурсе вроде «Самый важный человек в акустике, о котором вы вряд ли слышали». Финк настаивал на том, что динамики из серии 20i превосходно подходят для колонок и более высокого класса, при «пересадке» в другой корпус они могут показать себя значительно лучше. Поскольку понять идею Финка, не имея достаточно хорошего представления об этих вещах, довольно трудно, то ему было разрешено дать ей ход - так и родился корпус «Gelcore».
В серии 20i использует корпус, выполненный из секционированной 15 мм ДВП. А вот у Concept 20 корпус тот самый «Gelcore» - имеет почти такие же размеры, но вместо этого сделан из двух слоев 10 мм ДВП, разделенных слоем специального состава для гашения резонанса. Таким образом, получился как бы корпус в корпусе.
Этот состав описывается как «клей, который не затвердевает» и предназначен для гашения энергии от корпуса и преобразования ее в тепло (хотя использовать Concept в качестве дополнительного обогревательного источника вряд ли получится). Так или иначе, прослойка значительно снижает эффект резонирование корпуса, и задняя поверхность диффузора динамика излучает в почти полностью инертное пространство корпуса. И ведет себя «Gelcore», как полностью монолитный, при постукивании по поверхности панели абсолютно не слышно такого звука, как при стуке по пустому ящику, не говоря уж о его жесткости.
В результате Concept 20 смотрятся дороже, чем есть на самом деле, и можно назвать очень немного колонок ценой до £1000, которые могут сравниться с ними в этом плане. С металлической передней панелью и черной глянцевой отделкой вокруг внешней стороны, колонки выглядят ультрасовременно, и при этом вряд ли найдутся те, кому они решительно не понравятся. Отверстие фазоинвертора у Concept 20 расположено на задней панели и требует некоторого расстояния между колонкой и задней стенкой, хотя в комплект также входит и пара заглушек для отверстий.
25 мм твитер и 125 мм вуфер с диффузором из лакированной бумаги остались неизменными с серии 2020i и, честно говоря, это не плохо. Мой опыт использования 2010i в составе системы 5.1 был почти полностью положительным, и как я уже говорил раньше, много хорошего можно сказать о таких относительно «обычных» материалах с точки зрения их естественности и тональности. Единственным существенным изменением в механической части Concept 20 стала новая клеммная панель сзади с четырьмя разъемами, а не на нижней стороне колонки.
Предоставленные для обзора колонки были снабжены парой соответствующих стоек, выполненных также с использованием технологии Gelcore. Пока они были в помещении для прослушивания, я не мог определиться с тем, нравится мне или нет дизайн стоек со стеклянными опорами, создающими впечатление того, что колонка опирается на гораздо меньшую площадь, чем на самом деле. Но я совершенно убежден в том, что они представляют собой эффективное дополнение к колонкам. Стойки стоят £200, и за такие деньги можно купить очень серьезные конструкции, но общий ансамбль создает ощущение солидности и выглядит он гармонично. Сами Concept 20 имеют три металлические ножки, которые защитят покрытие на обычной стойке, а на верхней поверхности своей родной стойки надежно защелкиваются, обеспечивая отличную устойчивость.
Сейчас Concept 20 является единственным представителем серии, но вполне вероятно, что при хорошем приеме со стороны покупателей последует продолжение. Учитывая, что системы 5.1 от Q Acoustics были весьма популярны, будет жаль, если этому инновационному проекту не дадут шанс показать себя и в составе многоканальной установки.
Установка
Мы прослушивали Concept 20 исключительно в составе стереосистемы, используя усилители A70 Pioneer, Cambridge Audio 851A и SUPERNAIT Naim, которые в это время были предоставлены для другого обзора. В качестве источников мы взяли Cambridge Audio DacMagic 100 и ноутбук Lenovo ThinkPad через него и прямой USB вход от Pioneer, медиа-сервер Naim Nd5 XS с источником питания XP5 XS и проигрыватель Rega RP6 через фонокорректор Avid Pellar и внутренний фонокорректор Pioneer. Материалом для прослушивания послужили разнообразные цифровые и аналоговые записи, начиная с интернет-радио с относительно низким битрейтом до винила и FLAC с высоким разрешением.
Чтобы Concept 20 было с чем сравнить, я взял пару Epic 1 фирмы Epos. Тем более, что они стоят почти столько же, сколько и Concept 20, а более крупные Epic 5 - одни из моих любимых колонок ценой до £1000, так что сравнение обещало быть интересным.
Качество звучания
Concept можно назвать азартной ставкой компании Q Acoustics. Она представила в более высокой ценовой категории колонки, которые на взгляд обычного покупателя мало чем отличаются от модели вполовину дешевле. Чтобы привлечь внимание, они должны заставить покупателя не только посмотреть на них внимательнее, но и, самое главное, сесть и послушать. Если Concept 20 смогут это сделать, то, я подозреваю, они не оставят слушателя равнодушным.
Хотя поначалу Concept 20 порой и недооценивают, в смысле качества исполнения, но чем больше времени вы проводите с ними, тем лучше начинаете их понимать. Если в двух словах, звучание этих колонок одно из самых чистых среди тех, что я слышал в моделях данного ценового диапазона. На окраску звука очень большое влияние оказывает корпус, и этот фактор в некоторых колонках используется для создания определенных характеристик воспроизведения. Concept 20 не привносят никаких ощутимых изменений в исходный аудиоматериал - эти колонки создают исключительно неокрашенное, точное и детальное звучание.
Concept 20 воспроизводил вокал Alison Goldfrapp из альбома «Head First» в формате FLAC с абсолютной уверенностью и детальностью - песни звучат невероятно реалистично. Разложение вокала и инструментов по отдельности позволяет услышать каждый нюанс композиции, но в то же время общее представление очень слаженное, и альбом исключительно приятно слушается. В меньшей модели 2010i переход между твитером и основным динамиком был незаметным, что повторяется и здесь. Установка в Concept 20 двух динамиков относительно близко друг к другу почти наверняка помогает сфазировать звуковые волны динамиков, что делает звучание более приятным.
Детальность исполнения отличается некоторыми необычными эффектами. Частотная характеристика Concept 20 полностью аналогична 2020i, но достигается более высокий уровень детализации, поэтому звучание Concept 20 представляется гораздо более глубоким, чем у обычных колонок. Однако корпус все же вносит некоторые изменения в восприятие, хотя и самые минимальные. Во время экстремально басового завершения композиции в альбоме Telephasic Workshop электронного дуэта Boards of Canada наблюдается повышенная активность заднего фазоинвертора. Но это не слишком заметно и, конечно, намного меньше, чем у большинства конкурентов данного ценового диапазона.
У большинства, но не у всех. Взятые для сравнения Epos смогли в общем выдать еще более глубокий бас и при этом не создавали такого же ощущения чрезмерного выхода акустической энергии из фазоинвертора. С другой стороны, простой корпус Epos 1 не может соперничать с Concept 20, если мы сравним средние и высокие частоты. Хотя Epos - очень хорошо сбалансированные колонки, но по сравнению с превосходной четкостью Q Acoustics они звучат немного смазанно. Детали звучания, которые в Q Acoustics слышны совершенно ясно, в Epos часто теряются.
Самым впечатляющим аспектом из всего вышесказанного является то, как эти недорогие колонки удивительно хорошо работали с техникой более высокого класса. В сочетании с Naim, цена которого в районе семи тысяч, Concept 20 смогли продемонстрировать отличия в звучании, в сравнении с усилителями SUPERNAIT от Cambridge Audio 851A и Pioneer A70. Звучание колонок за £350, работавших с техникой в двадцать раз дороже, ни разу не показалось ограниченным или искусственным, и общее качество воспроизведения было исключительно высоким.
Вместе с тем, я не думаю, что Concept 20 являются волшебной палочкой, которая заставит звучать посредственную аппаратуру намного лучше. Остальная техника не обязательно должна быть дорогой, но должна иметь соответствующий запас по мощности. Нужно также учесть, что эти колонки явно покажут вам каждый недостаток других компонентов аудио системы, что также относится и к очень сжатому аудио материалу. Источники вроде Spotify звучат замечательно, но некоторые интернет-радиостанции воспроизводились немного неприятно, т.к. Concept 20 выявил отсутствие значительной части аудио сигнала. Это не вина колонок, но вы должны иметь в виду данное свойство.
Последнее замечание о Concept 20 является субъективным и трудно объяснимым. В общем и целом, это колонки с приятным и очень увлекательным звучанием. Они хорошо справляются и с вокалом, и с инструментальной музыкой, что означает поразительно хорошее воспроизведение аудио материалов различного типа. Если не считать воспроизведения самых низких басов, то Concept 20 превзошли Epos Epic 1 в большей части частотного диапазона.
Что немного сложнее описать или передать, так это ощущения при прослушивании чего-то динамичного, энергичного, например, Kings of Leon с их Aha Shake Heartbreak. Мне казалось, что в воспроизведении Q Acoustics не хватает как раз той последней искры живости, которая есть у Epos и благодаря которой песня звучит действительно захватывающе. Я думаю, что здесь на первый план выходят личные предпочтения - для меня нужный ритм (за неимением лучшего термина) является существенной частью общего впечатления от музыки, и Epos способны его передать, в отличие от невероятно детальных Concept 20. Точнее говоря, я мог часами слушать Q Acoustics и находить их звучание удивительным, но в этой глубоко субъективной области, которая мало волнует некоторых людей, я обнаружил, что они не всегда способны доставить 100% удовольствие.
Заключение
В своих обзорах я не люблю преувеличивать - всегда есть риск выглядеть идиотом, когда продукт, который вы расхваливали как самый лучший в мире, уже через неделю-другую превзойден более совершенной техникой. Таким образом, я тщательно выбираю слова, хотя многое из представленного в Q Acoustics является на самом деле очень примечательным.
Concept 20 представляют собой отличные колонки ценой в £350, которые в некоторых аспектах настолько опережают своих конкурентов в данном ценовом диапазоне, что явно доставят им немало неприятностей. Эта пара способна создавать детальную и интонационно выраженную, но при этом не раздутую звуковую сцену - такую правдоподобность можно услышать нечасто. Влияние инновационного корпуса на эти «обычные» драйверы заключается в том, чтобы обеспечить именно такое звучание, как задумал разработчик. Хотя это звучит просто, но на самом деле существует не так много моделей, в которых эта цель достигнута.
Даже вместе с входящими в комплект стойками цена £550 является вполне разумной за такой уровень качества звука. В самом деле, первые полочники, которые заметно превосходят Concept 20, это Guru Junior, они дороже на £245 и не включают стойки. А слабые стороны у Concept очень незначительные. Да, некоторые модели по такой же цене имеют немного более глубокий бас, но все равно им придется довольствоваться тем, чтобы быть просто хорошими, а не превосходными.
Дело в том, что Concept 20 сможет выявить все недостатки вашей техники, если вы дадите им этот шанс. Однако эти колонки не безжалостны - они не сделают непригодной к прослушиванию часть вашей музыкальной коллекции. Но колонки действительно очень требовательны к правильному подбору компонентов аудиосистемы и не являются универсальным лекарством для тех систем, которые недостаточно хороши сами по себе. Интересно, что, не являясь сами очень дорогими, Concept 20 потребуют недешевой техники для того, чтобы выявить все свои достоинства и заставить показать себя во всей красе. Зато, если вы постараетесь подобрать им под стать качественную аппаратуру остальной части системы, то получите поразительно прозрачное звучание.
- Качество сборки: отлично
- Интерфейсы: хорошо
- Звучание: отлично
- Использование: превосходно
- Соотношение цена/качество: превосходно
- Общая оценка: отлично
Виктор Чистяков, перевод www.avforums.com
Источник: hifinews.ru
Посмотреть в каталоге: Concept 20
Возврат к списку новостей