Иная плоскость. Акустические системы PIOSound Golden Eagle. «PRO High End» #10 [10] 2012
18.12.2012
Посмотреть PDF-версию публикации
Один из первых действующих прототипов
электроакустической системы на основе динамического громкоговорителя был создан
Честером Райсом и Эдвардом Келлогом почти
сто лет назад. Тогда же появились и дебютные
образцы электростатических излучателей, но
развития на тот момент они не получили. Зато
разработанные Питером Уокером Quad ESL
буквально произвели революцию в колонкостроении. Однако, например, рок-музыка или
симфоническая классика не были сильными
сторонами этих АС, в силу ограничений по
басу, подводимой и воспроизводимой мощности и пр. Это не говоря уже про достаточно
узкую диаграмму направленности. Примерно
в то же время были выпущены также полностью электростатические KLH Model 9, имеющие, правда, столь внушительные габариты и
стоимость, что их звуковые преимущества казались не такими уж и значительными.
На прошлогодней выставке в Москве можно было познакомиться с первыми образцами
продукции компании PIOSound. Тогда же прозвучали первые слова относительно будущего
флагмана линейки — полностью электростатических АС Golden Eagle, чей дебют состоялся в
минувшем мае в Мюнхене. И вот они у нас в
редакции.
Конструкция
В чем же основные преимущества электростатических излучателей? Ничтожно малый
процент нелинейных искажений (благодаря
однородности и симметричности электростатического поля), высокая равномерность АЧХ
и ФЧХ (в силу особенностей самого метода
создания колебаний в мембране), отсутствие
инерции (по причине ничтожно малой массы
мембраны), отсутствие «ящичного» призвука
(из-за отсутствия ящика) и т. д. Недостатков
тоже хватает — и еще неизвестно, чья возьмет:
это низкий импеданс АС на ВЧ (ниже 1 Ом на
20 кГц) и, следовательно, высокие требования
к усилительной части тракта, узкая диаграмма
направленности излучения (правда, это отчасти и плюс, благодаря меньшему числу отражений) и его дипольный характер, формирующий дополнительные требования к расстановке АС; наконец, вечная проблема с басом
— вернее сказать, с его количеством и прямой
зависимостью от площади мембраны...
Хотелось бы сразу обрисовать ситуацию с
гибридными схемами, направленными, в первую очередь, как раз на расширение АЧХ в
НЧ-область. Нужно понимать, что «электростат» является линейным источником звука с
плоским фронтом волны; следовательно, его
уровень звукового давления падает на 3 дБ
при каждом удвоении расстояния. Динамический же излучатель — это точечный источник
со сферическим фронтом, уровень его падения составляет 6 дБ. А ведь это только вершина айсберга...
Я перечисляю исключительно «бытовые»
проблемы этих излучателей, оставляя за кадром профессионально-конструктивные. Сами понимаете, надо обладать недюжинными знаниями и опытом, чтобы добровольно
вписываться в это рискованное мероприятие.
Таких качеств оказалось в избытке у технического директора PIOSound Роланда Буйнинга,
а также тесно сотрудничающего с ним известного инженера-разработчика Карла-Хайнца
Финка.
В чем же основные отличия «новых голландских электростатов» от уже существующих на
рынке? Первое и главное — это, безусловно,
технология Active Diaphragm System (ADS). Суть
ее заключается в том, что звуковой сигнал подается на мембрану, а не на статоры (перфорированные металлические пластины, между
которыми находится пленка), которые, в свою
очередь, теперь несут постоянный двухполярный заряд в несколько киловольт. За счет этого удалось существенно снизить напряжение
поляризации. Во-вторых — это полноценно
2-полосные колонки, с физически разделенными излучателями для ВЧ и НЧ (и двумя парами клемм на задней панели). Соответственно, и повышающих трансформаторов теперь
используется тоже два, при этом каждый стал
более специализированным и лучше отвечает
поставленным перед ним задачам. Проводящий слой на мембране создается не с помощью металлизации, а за счет покрытия графитом, более того — покрытие это не внешнее,
а благодаря специальному техпроцессу оно
буквально впечатано в пленку. Сам же излучатель в виде «бутерброда» из мембраны и двух
статоров закреплен в алюминиевой раме не
жестко, а через резиновый уплотнитель. Акустические системы различаются на левую и
правую. Узкие и широкие секции пленки расположены несимметрично в каждой АС, и расставлять их следует так, чтобы узкие секции
оказались внутри.
На ближайшее будущее запланирован выпуск центрального и тыловых каналов в схожем дизайне, но на базе технологии BMR, а
также сабвуфера в алюминиевом корпусе. Защитные тканевые элементы сознательно сделаны несъемными, но допускается их чистка
пылесосом. Еще один немаловажный момент
— возможность почти произвольного выбора
цвета защитной ткани.
Прослушивание
Каждое знакомство с электростатами для
меня чем-то сродни полету на самолете. Вроде
и аэродинамика — не самая сложная для понимания наука, и устройство турбореактивного двигателя не тайна, и термодинамика не до
конца забыта, но каждый раз, пытаясь осмыслить тот факт, что «вот это всё» сейчас поднимется в воздух, вновь не перестаю удивляться,
в том числе и тому, как, будучи даже разложено
по полочкам, оно всё равно не укладывается в
голове. Равно как и устройство электростатов.
Понимание физических принципов не избавляет от возможности каждый раз удивляться
этому чуду. Зарождению звука из... так и хочется написать из недр, но никаких недр нет, а
есть тонкая полупрозрачная пленка, которая и
рождает удивительно приятный и правильный
(по крайней мере, для моих ушей) звук. Его —
скажем так — не совсем обычную природу появления можно обнаружить, только анализируя хорошо знакомые тестовые записи. Потому как тональный баланс не дает нам причины
заподозрить нам в PIOSound электростаты, а
взгляд пытается отыскать скрытые сабвуферы.
Барочный вокал звучит очень натурально, с
хорошей локализацией, лишь некоторое «ослабление прижима смычка» на виоле да гамба в «Martin Minoit son Portian au Marche»
позволяет, с одной стороны, подумать, что не
плохо бы чуть явственнее; с другой стороны
— не прослушай я эту композицию бессчетное
количество раз, и не обратил бы внимания.
Зато как много пространства рисуют PIOSound,
словно это порталы прямо на сцену. В 1975
год, когда Nazareth выпустили свой «опохмел» («Hair Of The Dog»), окончательно утвердившись в статусе культовой группы, которой
оставалось рукой подать до выпуска «Greatest
Hits» и прижизненно забронзоветь.
Мне всегда казалось, что попытки слушать
рок на электростатических излучателях должны награждаться выдачей путевок в пансионат, для приведения нервной системы в состояние гармонии и прослушивания прибоя
Финского залива вдали от городского шума.
Но вот же случилось! И, отслушивая хит за хитом, я думал, что, возможно, наконец-то нашел
акустические системы, способные не просто
представить фонограмму в стиле «ню», а фактически сделать рентгеновский снимок, на котором отразится всё до самых тихих нот, и при
этом — без присущей большинству электростатов бестелесности. В конце концов, не все
воспринимают рок ушами Била Уаймена.
Удивительно в исполнении PIOSound звучат
баллады Аллана Тейлора, музыка которого не
просто любима многими, но и часто используется в качестве тестовых записей. Да, собственно, и сам когда-то не пренебрегал этим,
если хотел продемонстрировать достоинства
акустических систем со всех сторон. Повисающая в воздухе нота E второй октавы, издаваемая не то треугольником, не то металлическим камертоном, кажется, заполнила все
помещение, добавив к тонике призвуки обертонов и вызвав ассоциацию с действом хормейстера перед выступлением хора а капелла. И кстати, хоровое пение воспроизводится
PIOSound очень душевно, вне зависимости
от стилистики исполняемых композиций, —
правда, сразу признаюсь, что записями госпел
я не богат; но и записи «Камераты», и хора
Turtle Creek, и мормонского табернакального
хора в коллекции не пылятся без дела. И мне
кажется, что любителям хоровой музыки стоит обратить на Golden Eagle особое внимание.
Они не просто по-особенному воспроизводят
(трактуют) хоровую музыку — они словно придают ей новое измерение, и здесь уже каждый
решает для себя сам, насколько органична и
естественна подобная «геометрия», и подходит ли новая перспектива для того, чтобы лучше открылась суть музыкального произведения, — или же, наоборот, мешает, провоцируя
концентрировать внимание на частностях,
отвлекая от целого. Чудесный и в то же время величественный «Спаситель мира» Томаса
Таллиса в исполнении Magnificat доказывает,
что подобные страхи беспочвенны и необоснованны.
Вывод
По сути, у будущих владельцев Golden Eagle всего две заботы. Первая —
это их размещение в пространстве, а вторая — подбор соответствующей по классу аппаратуры, но мне отчего-то кажется, что стоит их
услышать хотя бы один раз — и эти проблемы превратятся, скорее, в
приятные хлопоты. Ну а мне АС PIOSound напомнили о том, как давно
я не испытывал этого чувства — предвкушения от встречи. Не с аппаратурой, но с музыкой, которая звучит так, что стараешься забыть
обо всем на свете и замереть у порталов. Внимательно, восторженно,
вновь обретя возможность не просто слушать, но внимать.
Акустические системы PIOSound Golden Eagle
Технические характеристики (по данным производителя)
- Частотный диапазон, ±3 дБ 38 Гц – 22 кГц
- Чувствительность 86 дБ
- Номинальный импеданс 4 Ом
- Мощность усилителя, мин./ном. 100/150 Вт
- Габариты 1870 х 420 х 35 мм
- Масса 38 кг
Контрольная система
- CD-проигрыватель
Gryphon Mikado;
- предварительный усилитель
Gryphon Pandora;
- оконечный усилитель
Gryphon Mephisto;
- сетевые кабели
Studio Connections Carbon Screen;
- межблочные кабели
Harmonic Technology Magic Link II;
- межблочные кабели
van den Hul MC Silver IT Mk III;
- кабели для подключения АС
Musical Wire Cadence Signature.
Аркадий Назаров
Источник: «PRO High End»
Посмотреть в каталоге: Golden Eagle
Возврат к списку новостей