Новое прочтение. Акустические системы Acoustic Energy Reference 2. «PRO High End» #6 [06] 2012
03.08.2012
Посмотреть PDF-версию публикации
Вот уже четверть века английская компания
Acoustic Energy производит акустические системы как для домашнего, так и для студийного применения. А начиналось все с теперь
уже легендарных 2-полосных мини-мониторов AE1. Буквально через год появилась их
увеличенная по габаритам и числу динамиков,
но по-прежнему полочная версия AE2, а спустя еще какое-то время обе они были выпущены в модификации Signature, улучшенной относительно штатной как с технической точки
зрения, так и в плане внешней отделки. Нельзя не упомянуть и достаточно редкую, знакомую разве что самым преданным поклонникам марки 4-полосную напольную акустическую систему AE5 — пожалуй, до сих пор самый масштабный проект компании. Очевидно,
что появившаяся в прошлом году новая модель Reference 2 стала продолжателем славных традиций, по крайней мере в смысле преемственности позиционирования в линейке
этого производителя. Мы же попробуем выяснить, что изменилось в конструкции и как это
повлияло на качество звучания.
Конструкция
Начнем с динамиков. Металлические диффузоры всегда были визитной карточкой этой
компании, и стоит отметить, что в первых
«двойках» алюминиевыми были все излучатели, включая купол твитера под съемной защитной сеткой. В данном же случае используется модифицированный ВЧ-динамик Vifa Ring
Radiator с тканым куполом. В качестве акустического оформления установлен волновод от
датской компании DXT (Diffraction Expansion
Technology), разработанный Майком Томасом.
Если мне не изменяет память, то данная практика берет свое начало с серии Radiance.
Пара НЧ-динамиков с алюминиевыми диффузорами диаметром 100 мм ранее была
нагружена на три фронтальных фазоинверторных порта, сейчас же используется один
тыловой, существенно большего «калибра».
Естественно, что и сами динамики за это время претерпели существенные изменения. Разделительный фильтр в первых «двойках» имел
крутизну среза аж в 24 дБ на октаву, но в последующих версиях (в том числе и в «подписанной») порядок резко стал первым, с частотой раздела в 4 кГц. В нашем случае частота
раздела снизилась, а порядок повысился, в
обоих случаях — вдвое. Любопытный момент:
в разделительном фильтре твитера вместо
резистора используется трансформатор. Наконец, ранее для подключения усилителя был
предусмотрен режим bi-wiring, сейчас же мы
наблюдаем на задней панели лишь одну пару
клемм, похожих на продукцию компании WBT.
Стенки корпуса толщиной в 15 мм представляют собой своего рода «сэндвич» из двух слоев MDF и резины между ними, в пропорции
7/3/5 мм. Активно используются внутренние
стяжки/распорки. Внешняя отделка — шпон
макассарского эбена под девятью слоями лака
с послойной ручной полировкой. Объем корпуса новинки относительно первой версии
АЕ2 увеличился почти на 5%, а вот масса стала
на 3 кг меньше; что же касается «подписанного» варианта, то он был тяжелее на целых 9 кг
— правда, ранее для демпфирования корпуса
применялись металлические пластины.
Материалы новых опциональных стоек в целом аналогичны использованным в корпусах:
это специальная резина и MDF. Ранее же они
собирались из алюминиевых пластин и труб,
заполненных полиэтиленовыми пакетами со
свинцовой дробью, поэтому неудивительна
их 4-кратная разница в весе. Впрочем, все эти
сравнения если и следует проводить, то с учетом стоимости: так, например, пара АС в версии Signature вместе со стойками и поправкой
на инфляцию стоила бы сейчас больше 10 тысяч долларов.
Относительно установки. Ранее производитель (нетипично для АС с асимметричным расположением ВЧ-динамиков) рекомендовал
располагать их твитерами «наружу» и с легким
«недоворотом» на слушателя, сейчас же подобных советов найти не удалось — так что будем полагаться на собственные уши.
Изготовлены АС в Англии.
Прослушивание
Очень давно, в глубоком детстве, кто-то из
взрослых объяснил мне, что ветер получается из-за того, что деревья качаются. В детстве
мы многое принимаем на веру. Нет более благодарного слушателя, чем ребенок в своем
неосознанном стремлении к познанию мира.
Уверовав в сей факт, я долго наблюдал за кронами деревьев, почти физически ощущая в них
источник ветров. Пока не пришло время переосмысливать мифы. Многие вещи, в которые
верим, мы принесли с собой из того времени,
когда мы не умели анализировать и всё принимали на веру... Эту привычку многие из нас
проносят через всю жизнь — другие, наоборот,
имеют обыкновение подвергать всё сомнению.
Кто более прав? По всей видимости, и те, и
другие.
Уже в зрелом возрасте мне повезло услышать одну из первых появившихся на российском рынке моделей AE. Тогда она произвела
на меня неизгладимое впечатление. Кто-то из
знакомых вынес вердикт: «Только это. И ничего другого!» Во многом я был с ним согласен.
Те первые AE были очень близки к тому, чтобы считаться эталоном. Reference 2 — продукт
четвертьвековой эволюции, олицетворение
неприятия конструкторами AE «нахоженных
троп». Их дизайн и конструкция кажутся достаточно консервативными, но, как всегда, «дьявол — в деталях». Талант — это то, что отличает
настоящий плов от рисовой каши с мясом. А
его наличие подтверждается не только временем, в течение которого компании удавалось
оставаться «на плаву», но и внушительным модельным рядом, в котором не нашлось места
для «статистов». Каждая модель — как выстрел.
Если не в десятку, то уж точно не мимо цели.
Так насколько хорошо выставлен прицел в случае с «двойками»?
«Ghost Beads» от Oregon — изящная джазовая вещица, словно изначально написанная
для наших испытуемых. Это не просто «чисто»
и «детально». Это, скорее, совпадение на эмоциональном уровне. Когда ты начинаешь не
просто чувствовать, но верить в Магию Звука.
Всегда казалось, что подобную музыку невозможно написать. Ее можно только уловить из
верхних сфер — и, пропустив через себя, воспроизвести. Оставив за скобками вопрос об
авторстве. Великолепно переданная духовая
секция, как и перкуссия, заставляют забыться и
перенестись туда, где рука Будды перебирает
призрачные четки.
Тяжелые стили — не совсем то, ради чего создавалась эта модель. Записные рокеры звучат на них вполне убедительно, но самый низ
диапазона — пресловутое «мясо» — несколько
«обезжирено». Фанатов это не остановит, эстетов не заинтересует, а мне не хватило той здоровой толики агрессии, которая, впрыскиваясь
адреналином в кровь, растворяет сознание в
ритме, заставляя притопывать и рисковать запястным суставом в попытке изобразить рифф
на воображаемой электрогитаре.
А вот «Super Colossal» от Сатриани прозвучал вполне себе зажигательно. И всего было
вдосталь. И пронзительного «вокала» Ibanez’а,
и аккомпанемента, оттеняющего виртуозный
стиль мастера и придающего ему масштабность, подобно тому, как правильная оправа
подчеркивает игру камня.
Концерт для кларнета и оркестра ля мажор
Моцарта прозвучал весьма убедительно. Слаженность струнной группы и вкрадчивый бархатный голос кларнета складываются в причудливую вязь, которую сложно представить
просто плодом воображения взбалмошного
австрийца. Reference 2 идеально передают камерные произведения, да и симфонические
составы звучат вполне впечатляюще, с некоторой оговоркой, учитывая размер и объем испытуемых. Если самый нижний регистр очерчен, то середина и верх нарисованы идеально
выверенными мазками. Такой характер звучания придает исполняемым произведениям
некоторый оттенок легкости и воздушности.
Что как нельзя более кстати подходит для произведений Венской классической школы, да и
барочной музыки вообще.
Инструментальные композиции также удаются «двойкам». Они в меру аналитичны, в меру
детальны и обладают даром не потерять мелодическую составляющую за красотой штрихов
и мелизмов. «Go on» из саундтрека к фильму
«Фурия» от Брайана Мея — как доказательство
разноплановости и универсальности акустических систем. С некоторыми оговорками они
одинаково хорошо справляются с самым разным музыкальным материалом. Всё же «полочники». Со всеми вытекающими.
И говоря о форм-факторе, стоит упомянуть
стойки, разработанные для этой модели производителем. Имея вставки в цвет шпона АС,
они весьма прилично задемпфированы. И
пусть это не жесткая рамная конструкция, но
даже если удастся найти цельносварные экземпляры и убедиться в их звуковом превосходстве, вы вряд ли найдете стойки, которые
бы так гармонично сочетались с дизайном
Reference 2. Что, на мой взгляд, немаловажно,
поскольку «двойки» потрясающе элегантны.
Строгость форм в сочетании с великолепным
шпоном притягивает взгляд. Они не потеряются в любом интерьере. И, как не часто бывает, в
нашем случае форма более чем соответствует
содержанию.
Контрольная система
- CD-проигрыватель C.E.C. TL51XR;
- интегральный усилитель Bladelius Thor Mk II;
- сетевые кабели Studio Connections Carbon Screen;
- межблочные кабели van den Hul MC Silver IT Mk III;
- кабели для подключения АС Musical Wire Cadence Signature.
АС Acoustic Energy Reference 2
- Технические характеристики (по данным производителя)
- Частотный диапазон, ±3 дБ: 40 Гц – 40 кГц
- Чувствительность: 89 дБ
- Номинальный импеданс: 6 Ом
- SPL: 111 дБ
- КНИ (200-20000 Гц): <0,3%
- Рекомендуемая мощность усилителя: до 250 Вт на 8 Ом
- Габариты (со стойкой): 395 (1045) х 255 (280) х 310 (320) мм
- Масса (со стойкой): 14 (21,5) кг
Вывод
Acoustic Energy Reference 2 — не просто очередная модель от одного
из самых маститых производителей. Это итог временного отрезка
в четверть века. Это мировоззрение и философия, воплощенные в конечном продукте. Это новая вершина и повод задуматься для конкурентов. Это возможность для конечного потребителя обзавестись
стильными и современными акустическими системами, которые способны не только радовать слух, но и услаждать глаз.
Максим Семейкин
Источник: «PRO High End»
Посмотреть в каталоге: Reference 2
Возврат к списку новостей