Сдвоенная концепция. T+A Solitaire. журнал Audiophile (Германия)
12.11.2011
Посмотреть PDF-версию публикации
Новые акустические системы Т+А звучат также прозрачно, как электростатические излучатели, также мощно, как обычные динамические, и также четко как излучатель цилиндрической волны. И неудивительно – они и есть все три, но в одном.
А что внутри? НЧ-головки установлены "спина к спине" в боковых панелях корпуса. Электростатический ВЧ-излучатель и СЧ-головки расположены в индивидуальный боксах. Для ликвидации возможных резонансов корпус имеет многочисленные упрочняющие элементы и стяжки.
Зигфрид Амфт, основатель и руководитель Т+А,– человек вполне рациональный. В конце концов, по образованию он – физик. Знакомство еще в студенческие годы со знаменитым профессором Фрицем Зеннхайзером (тем самым главным инженером Sennheiser) подтолкнуло Амфта к неуклонному поиску высокого качества воспроизведения музыки. Ну а когда в 1978 году Амфт открыл собственную производственную фирму, Т+А, то его мечты начали воплощаться в реальность. С тех пор он набрался опыта – сомнения нет. А как насчет необычных идей?
Да вот они! Стоит только заговорить с Зигфридом об электростатических АС и вы узнаете много нового. В 1984 году Амфт воплотил разработанный им электростатический излучатель в жизнь и на его основе была выпущена в продажу серия акустических систем Solitaire, чье название указывает на их единственность и неповторимость. Это были полностью активные системы, да еще с ламповым усилитель на ВЧ. Однако, тогдашний электростатический высокочастотник давал узкую диаграмму направленности звука, отчего возникали сложности с расстановкой АС и расположением слушателя, которому было достаточно передвинуться на десяток сантиметров в сторону и уровень верхних частот резко менялся. В теории такое явления было описано весьма подробно – как только длина волны излучения становится сравнима с линейным размером (высотой) поршневого излучателя, так сразу излучение звука принимает выраженную направленность. Известны и методы расширения направленности – снижение линейных размеров и жесткости излучателя (не годятся для электростатика), замена плоского излучателя на изогнутый. Последнее годится для электростатика, но лишь в одной плоскости (и разумнее в горизонтальной). Есть, однако, еще один, способ – излучающую мембрану нужно увеличить так, чтобы увеличение высоты излучателя компенсировало обострение его направленности. Данный метод часто практиковался для электростатических АС высокого уровня – Martin Logan, например – и он вполне эффективен. В намерения Т+А, тем не менее, не входило создание широкополосного электростатического излучателя, который бы работал еще и в среднечастотном диапазоне. Зигфриду Амфту не хотелось ориентироваться на дипольный излучатель с открытой задней стенкой (а широкополосный электростатик становится именно таким), а во-вторых концепция Т+А базируется на передаче СЧ-диапазона обычными динамическими излучателя, которые, по мнению Амфта, в этом случае звучат более живо и красочно, когда как электростаты должны работать на верхних частотах, где выигрышна их прозрачность и высокое разрешение.
Сначала инженеры Т+А попробовали использовать обычный СЧ-излучатель с электростатиком, "вытянутым" в высоту. Получилось не то. В звучании опытных образцов пропала слитность, а стык между излучателями разных физических принципов работы был слишком заметен на слух. Наиболее вероятным объяснением этих явлений с позиций психоакустики служит то, что разные по своим характеристикам направленности излучатели в области совместной работы воспринимаются ухом как несогласованные и нелинейные. Отсюда родилась идея сочетать динамический излучатель с цилиндрической волной с "длинным" электростатиком, излучающим такую же волну! Реализация не заставила долго ждать себя и так собственно и появились акустические системы CWT1000, в которых СЧ-диапазон – от 200 до 2000 Гц! – отдан набору из шести небольших динамиков диаметром 4,5 дюйма. Поскольку центыр излучения каждого динамика близки друг другу, а особый профиль диффузора способствует сохранению линейного, поршневого излучения, то весь этот набор работает как единое целое, создавая волну цилиндрического фронта – в общем идентичную той, что создает пленочный излучатель высотой 35-дюймов.
Первые прослушивания нового СЧ/ВЧ-блока показали, что он дает великолепную динамику и в качестве НЧ-звена для него не подойдут конструкции с фазоинвертором. Более того, звук НЧ-звеньев с трансмиссионной линией, хорошо изученных Т+А, в сравнении со звучанием нового СЧ/ВЧ-звена также не давал требуемой четкости и прорисовки. В итоге разработчики остановились на конструкции с четырьмя НЧ-громкоговорителя, включенными параллельно и размещенными в закрытом корпусе, в котором введены контрмеры по борьбе с мощным механическим возбуждением стенок от звукового давления внутри корпуса. Контрмеры эти основаны на том, что НЧ-динамики размещены попарно в левой и правой боковых панелях и пары механически соединены мощными стальными стяжками. Таким образом противофазно направленные силы компенсируются и передача вибраций в корпус НЧ-блока практически отсутствует. И действительно: если вы положите руку на боковую стенку корпуса CWT1000 даже в момент самой бурной басовой активности, то вибраций вы не почувствуете.
Тандем: НЧ-громкоговорителя притянуты друг к другу через стальные стержни. Передача вибраций в установочные поверхности отсутствует.
Конечно, огромное значение имеют и антивибрационные самого корпуса – неслучайно толщина его стенок в особо важных местах доходит до 45 мм и повсеместно используются упрочняющие перегородки и стяжки. Что же касается электростатической ВЧ-панели и блока с СЧ-громкоговорителями, то они фактически расположены в индивидуальных корпусах-боксах и никак не влияют механически друг на друга.
До того, как ко мне на тестирование попали Solitaire CWT1000, я тестировал их младшего брата, CWT500, для журнала AUDIO. Опыт, полученный с ними, безусловно пригодился и сейчас. Расстановке этих АС в комнате следует уделить особое внимание: расстояние до слушателя лучше выбрать побольше, 3–4 метра, а потом тщательно настроить на слух угол поворота оси излучения к слушателю. Связано это, естественно, с наличием в составе АС двух излучателей цилиндрической волны, которые не рассчитаны на однородное заполнение звуком всей комнаты прослушивания. CWT1000 с первых же тактов воспроизведенной музыки показали родство в звуке с младшей моделью, но при этом их требования к точности позиционирования в комнате, пожалуй, попроще.
Клеммная панель: вверху переключатели для подстройки параметров соответственно параметрам помещения. Подстройка действует мягко в СЧ-диапазоне, а для НЧ- и ВЧ-диапазонов работает в ограниченной полосе частот. Входные клеммы позволяют использовать би-ампинг. Подключение к электросети питает схему подачи постоянного поляризующего напряжения на электростатическую панель.
Какое богатство в верхних регистрах, однако! Я поставил "Дон Жуана" Моцарта (Якобс) и CWT1000 развернула передо мной хор и оркестр масштабно и детально. Есть привязчивое мнение, что деатльность и высокое разрешение приводит к аналитическому, "холодному" и резкому звуку на верхних частотах. T+A доказывает, что это не так: прозрачность и ясность электростатического излучателя только помогала партитуре и слушателю; следить за голосоведением было легко, а общее музыкальное впечатление становилось только более цельным. Своеобразным напоминанием о лучших образцах динамических АС у CWT1000 стали передача голосов, теплоты и свободы их тона, также как акустически пугающее сошествие коменданта в ад в сопровождении глубочайшего баса Алессандро Герцони. Здесь АС показали, что могут выдавать и громкость и мощь и динамику на каждой ступеньке уровня звука. Замечательна и создаваемая ими стереопанорама, особенно по ширине и высоте: точность высочайшая, действующие лица передвигались с голографической прецезионностью, как будто под лучами софитов, концентрируя звуковой образ.
В целом, звуковая панорама была исключительно хорошо структурирована по глубине, оставаясь при этом вблизи слушателя – в сравнении с привычным для меня звуком я будто переместился из пятого ряда на дирижерский подиум.
Давайте послушаем жанры с меньшим количеством инструментов. Гершвин, "Порги и Бесс": пронзительная и резкая труба Майлза Дейвиса с захватывающим дух реализмом прорисовывается передо мной – можно протянуть руку и дотронуться до нее.
Зигфрид Амфт, директор T+A:
“Электростатические АС всегда привлекали меня, но в средних и нижних регистрах обычные громкоговорители звучат более динамично. Разработанная нами система с излучением цилиндрической волны сочетает в себе преимущества обоих подходов.”
В клетке: тончайшая пленка колеблется между двумя электрически поляризованными сетчатыми электродами. На фото показаны также защитные схемы – в АС их не видно.
Модель распределения звукового давления в пространстве.
Сферическая волна vs. цилиндрическая волна
Точечный источник с минимально возможными линейными размерами (первый график) создает равномерное распределение звукового давления (красно-оранжевая область) только в ближнем звуковом поле. В пространстве помещения прослушивания в создаваемое звуковое давление вносят свой вклад отражения, в особенности отражения от пола и потолка.
Источник цилиндрической волны практически не генерирует отражения от пола и потолка и таким образом звук в пространстве помещения распространяется более равномерно (нижний график).
С такой же молниеносной реакцией и идеальной динамикой эти АС отслеживали все оттенки аккомпанирующего биг-бенда и я не переставал удивляться новым и новым нюансам аранжировки, которых не замечал раньше, хотя, казалось бы, я знаю эту запись наизусть. CWT1000 способны преподносить музыку в удивительно высоком разрешении и при этом не "давить на уши". При этом слушателю буквально не оставлено мгновения, чтоб перевести дух – уж очень захватывающее представление разворачивается в преподносимом звуковом триллере.
Тут кстати окажется следующая запись – Dream Theater "Metropolis Part II". Поток тяжелого металла с захватывающим сюжетом и нарастающей интригой! Изделия Т+А с готовностью куют металл из басовых динамиков, отслеживаю каждый удар барабана с точностью лазерного прицела, а "металлические" музыканты как будто стоят передо мной, чуть не сбивая с ног. Даже при переходе на уровни громкости, неудобные даже для самых покладистых соседей, CWT1000 никогда не теряли спокойствия и прозрачности в звуке.
Выберу запись для заключительного аккорда: переложения Листа для фортепьяно в замечательном исполнении Янины Фиалковской. Изящные виньетки льются в воздух живо и пропорционально, а в тихих, элегических пассажах звучание Т+А легко меняет характер, следуя музыке.
Частотная характеристика
При расстоянии до измерительного микрофона 2 метра, амплитудочастотная характеристика CWT1000 выглядит очень ровной. В ближнем поле картина меняется и сложение звуковых волн неидеально. Как и должно быть при НЧ-оформлении "закрытый корпус" спад АЧХ на нижних частотах плавный, так что несмотря на скромную величину граничной частоты субъективно бас будет восприниматься как глубокий.
Искажения
На средних и высоких частотах искажения практически отсутствуют. В басовом регистре наблюдается синхронный с подъемом АЧХ рост величины искажений, но при этом порога заметности на слух они не превышают. Измеренный в лаборатории максимальный уровень звукового давления в 107 дБ в комнате прослушивания воспринимается на музыкальной программе как очень громкий.
T+A Solitaire CWT 1000
- Масса 83 кг
- Габариты (W x H x d): 43 x 131 x 46 см
- Отделка: вишня, орех, макассар (особое черное дерево), черный рояльный лак, белый рояльный лак
- Представитель:
T+A Elektroakustik GmbH
PlanckstraBe 9-11
d-32052 Herford
Germany
- Телефон: +49 (0)52 21 767600
- Интернет: www.taelektroakustik.de
Тестовый диск (SACD). Дон Жуан Моцарта
Дирижер Рене Якобс балансирует на тонкой грани между весельем и торжественной мрачностью, но при этом точно передает моцартовское настроение. Пение здесь скорее не бельканто – больше глубокой психологической драматургии. Качество записи великолепное.
Автор: Мальте Рунке
Для Мальте нет ничего важнее нейтральности звучания и реалистичности звуковой сцены, а аспекты эти в немалой степени зависят от правильности установки акустических систем. В своей комнате прослушивания он сначала позиционировал свои АС для комплекта 4-канального звучания, а потом уже расставил мебель.
Очерк характера AUDIOphile
Полезный совет
Отлично сочетается почти со всеми усилителями, кроме маломощных ламповых. Уделите особое внимание расположению АС в помещении. Расстояние до слушателя лучше выбрать побольше – от 4 м.
Сделано в Германии
Фирма Т+А из немецкого Герфорда производит самую разную аппаратуру – от файлового проигрывателя до электростатических АС. Причем производит сама. И разрабатывает тоже сама – как например революционные акустические системы серии Solitaire.
На немецком девиз фирмы звучит так – Theorie + Anwendung. Теория плюс практика – этими словами Зигфрид Амфт хотел показать, что его, дипломированного физика, знания пойдут на пользу аппаратуре звуковоспроизведения. И открывая свою фирму в 1978 году, назвал ее просто – Т+А.
Т+А завоевала высокий авторитет, прежде всего, за счет успешных hi-fi-компонентов: серии R, в которой успешно продолжились немецкие традиции дизайна и культуры производства; серии V, в которой необычным образом соединилась современная электроника и ламповое усиление; наконец, популярных серий E и К – простых по концепции, выполненных на высочайшем уровне при относительно низкой цене. Амфт никогда не экономил на технологическом оснащении производства и исследований и Т+А является одной из очень немногих компаний индустрии high end, которая самостоятельно разработала и производит референсную платформу для проигрывателей Blu-Ray. Т+А – один из первопроходцев в мире высококлассных сетевых/потоковых/файловых проигрывателей и предлагает такую уникальную вещь, как Caruso – готовое "к употреблению" решение для тех, кто взыскателен к качеству воспроизведению, но не претендует на глубокое понимание сетевых технологий.
Но электроника электроникой, а история Т+А не менее насыщена замечательными открытиями и инновационными изделия в области электроакустики. Фирма никогда не повторяла мировую моду и никогда не ориентировалась на покупные динамики и конструктивные решения. В самом начале были исследования в направлении концертных громкоговорителей и разработка акустических систем ненаправленного излучения, а в начале 80-х Т+А стала одним из первых производителей, сделавших ставку на НЧ-оформление "Трансмиссионная линия" и добившихся убедительных результатов. Прародителем нынешней серии Solitaire можно считать модель OEC 2000, появившуюся на рынке в 1984 году. Тогда Т+А серьезно сконцентрировалась на полностью активных АС, да еще с собственным патентованным методом электромеханической обратной связи на НЧ-диффузоре.
Культура производства: окончательная сборка производится только на собственном заводе T+A. На фото подготовленные блоки от Music Receiver серии Е.
Компьютер может все: передовое программное обеспечение для САПР позволяет моделировать большинство параметров еще до этапа опытных образцов.
В сердце электроакустических разработок: заглушенная измерителньая камера повзоляет получить полную информацию об объекте измерений.
А вот и он: электростатический высокочастотник! Установленный над купольным СЧ-излучателем. И в серии появились тогда модели поменьше, OEC 1000 и OEC500, также как и в АС 2011 года. При этом, само название Solitaire у Т+А впервые появилось в другой серии, начавшейся с легендарных и инновационных АС A2d в начале 90-х. Изюминка их в том, что это были не просто полностью активные АС, а одни из первых в мире АС с цифровыми фильтрами и цифровыми входами! При этом СЧ/ВЧ-звено было традиционным: конфигурация Д'Апполито с двумя конусными среднечастотниками и купольным ВЧ-динамиком между ними. Ростом A2d вымахали с высокого человека... В Solitaire 2011 года фирма вернулась к традиционной концепции пассивных АС, но при этом примененные в них излучатели технологически революционны в ничуть не меньшей степени, чем цифровые идеи A2d. Так что логика в возвращении названия Solitaire, наверное, есть.
Предшественник нынешнего Solitaire, OEC 2000, с электростатическим ВЧ и ламповым усилителем для него
Ручная работа: готовые блоки монтируются в корпус, соединения выполняются традиционной пайкой. Затем каждый собранный аппарат тщательно тестируется.
Клеммные чашки Solitaire: высококачественные переключатели и клеммы монтируются вручную.
Специальное приспособление помогает натянуть электростатическую пленку на каркас.
Пленка толщиной всего 5 микрометров (на фото до окончательного натяжения на каркасе).
Источник: журнал Audiophile (Германия)
Автор: Мальте Рунке
Возврат к списку новостей