Комплект Acoustic Energy Radiance 5.1 получил награду «Top Pick» от самого престижного американского журнала «Home Theater» в области hi-fi индустрии
20.08.2009
Посмотреть JPEG-версию публикации на английском
SEPTEMBER 2009 www.hometheatermag.com
СРЕДНЯЯ ЦЕНОВАЯ КАТЕГОРИЯ
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СТЕНД
Марк Флейшманн
Комплект акустических систем Acoustic Energy Radiance 1 с сабвуфером
Что интересного: Кольцевой ВЧ-излучатель облагораживает верхние частоты o Акустическая линза DXT выравнивает характеристику направленности ВЧ-излучения и делает ее более похожей на излучение НЧ-головки o В сабвуфере есть полосовой фильтр с регулировкой частотны настройки
Повелитель колец
Нередко случается, что один замечательный момент делает из актера звезду или обращает всеобщее внимание на продукцию компании - даже, если последующая биография вовсе не страдает от недостатка ярких событий. Для Джуди Гарланд это была песня "Over the Rainbow" в фильме "The Wizard of Oz" ("Волшебник Изумрудного города"). Для британской фирмы-производителя акустических систем Acoustic Energy это было появление на рынке АЕ-1. Этот монитор сначала приобрел известность в студиях звукозаписи в 1988 году, вскоре завоевав признание и у "домашних" аудиофилов.
С тех пор, Acoustic Energy успела переехать из Западного Лондона в сельский Котсволд, приобрела инвестора в лице малайзийской группы производителей и выпустила приличное количество акустических систем в различных сериях, в том числе и несколько осовремененных версий АЕ-1. У меня есть маленькая мечта собрать пяток нынешних версий классических мониторных колонок и протестировать их. Пока, что однако поговорим о новой серии Radiance, в которую вошли напольные АС, два монитора, громкоговоритель центрального канала и сабвуфер. В данной статье исследуется мое любое сочетание колонок: пять мини-мониторов Radiance 1 и сабвуфер Radiance Sub.
Кольцевое излучение
В высоту Radiance 1 выросли на 30 с хвостиком сантиметров и не кажутся крупными еще и потому, что ширина их менее 20 см. Боковые панели плавно закруглены и задняя панель уже передней - это позволяет устранить неприятные резонансные явления связанные со стоячими воздушными волнами внутри корпуса. Внешний дизайн колонок как бы скрывает их габариты, делает их более изящными. Отделка натуральным шпоном двух видов: светлый "натуральный" дуб и более темный "старый" дуб. Ко мне попал первый вариант - на мой вкус, красивый и неброский. Слегка матовая поверхность соблюдает баланс между блескучестью и наждачной затертостью. Проводя пальцем по колонке, я чувствовал рисунок шпона. Если снять алюминиевые защитные сетки,- высокого качества вещь, кстати - держащиеся на удивительно сильных магнитах и так и прыгающие на место, то вам откроются два динамика обычной двухполосной конфигурации. Это ВЧ-головка с тканевой пропитанной диафрагмой и НЧ-головка с мембраной из анодированного алюминиевого сплава и литым алюминиевым диффузородержателем. Как пишет производитель, двойная звуковая катушка НЧ-громкоговорителя обеспечивает малые искажения и высокую перегрузочную способность.
ВЧ-громковоритель хоть и тканевый, но не привычный купольный - это последняя версия кольцевого излучателя производства Vifa. Как утверждает АЕ "С помощью тщательно оптимизированной магнитной системы и специальных вставок в магнитопроводе искажения, связанные с рассеиванием магнитного потока, снижены на 10 дБ. Улучшенной магнитной системе соответствует и новый материал излучающей мембраны - чтобы получить максимально широкий диапазон частот и минимум искажений были опробованы новые материалы, подобраны подходящие пропитки и клеи".
Производитель также заявляет, что фазовыравнивающий вкладыш в центре ВЧ-мембраны "улучшает характеристику направленности на высоких частотах за счет выравнивания акустической нагрузки по всей площади излучающей поверхности". ВЧ-головка нагружена на литой алюминиевый волновод/рупор, который АЕ называет акустической линзой DXT. Обычно подобного рода рупоры служат для концентрации звукового излучения от ВЧ-головки и организуют лучшие условия взаимодействия с окружающим акустическим пространстовм комнаты. В случае DXT параметры волновода еще и выбраны таким образом, чтобы характеристики направленности излучения были похожи на характеристики НЧ-головки Radiance в области частот около раздела полос.
На задней панели корпуса обнаруживается панель с четырьмя клеммами в прозрачной пластмассе, позволяющими использовать двухпроводное подключение bi-wiring.
Звуковая катушка НЧ-динамика Radiance 1 намотана в два слоя, чтобы увеличить рассеиваемую мощность и снизить искажения
В сабвуфере Radiance Sub НЧ-динамик с бумажным диффузором установлен на передней панели. На задней панели имеется несколько ручек регулировки
Модель Radiance 1
- Тип АС: Двухполосный монитор
- ВЧ-динамик (диаметр, тип): 25 мм, пропитанная ткань, кольцевой излучатель с DXT
- НЧ-динамик (диаметр, тип): 130 мм, диффузор из алюминиевого сплава
- Номинальное сопротивление (Ом): 8
- Рекомендуемая мощность усилителя (Вт): 20-150
- Варианты отделки: "натуральный" дуб, "старый" дуб
- Габаритные размеры (ВхШхГ, мм): 320 x 185 x 250
- Масса (кг): 8
Полосовой фильтр
В сабвуфере Radiance Sub НЧ-динамик с бумажным диффузором диаметром чуть меньше 230 мм установлен на передней панели и нагружен на закрытый корпус, который покоится на резиновых ножках (либо на шипах, по желанию). На задней панели имеется семь ручек регулировки. Вдобавок к привычным регуляторам уровня, частоты раздела и кнопке включения у этого сабвуфера есть еще плавно регулируемая фаза излучения и еще три ручки управления параметрами полосового фильтра. Полосовой фильтр служит для коррекции акустических проблем помещения и "вырезает" определенную пользователем полосу частот. Мой опыт, кстати, подсказывает, что цифровая коррекция дефектов помещения в AV-ресиверах или процессорах по эффективности обычно уступает регулировкам, имеющимся непосредственно в сабвуфере.
Очень во многих помещения наличествуют явные проблемы с воспроизведением басов: гудение, неравномерность, провалы и т.д. и т.п. Проблемы эти бывают весьма явными и я не раз был свидетелем, как самые разные люди спорили о наличии разных других недостатках воспроизведения, но быстро и единодушно определяли недостатки комнаты на нижних частотах. Да, есть способ преодолеть дефекты, переставляя сабвуфер и найдя ему оптимальное положение, а для некоторых комнат бывает полезен второй сабвуфер и излучение баса в помещение из двух различных источников. Но как бы не были эффективны эти методы, они неизменно ограничены физическими возможностями перемещения в пространстве. В большинстве случаев, к тому же, наиболее неприятным дефектом является резкий подъем и бубнение на определенной частоте, так что полосовой режекторный фильтр, который имеется у Radiance Sub явно будет полезен. Он настраиваемый: меняется частота настройки (30-150 Гц), форма вырезающей кривой (ширина от минимума к максимуму) и глубина воздействия (от 0 до -12 дБ).
Чтобы зряче и эффективно пользоваться таким фильтром, неплохо точно определить частоту (и форму кривой) басового резонанса , который возбуждается в вашем помещении. В инструкции пользователя сабвуфера советуют начать с поиска частоты, ориентируясь на узкий профиль кривой и небольшую глубину. В любом случае, понятно, что наилучшим способом было бы измерение низкочастотного спектра звукового давления в помещении.
Некоторые производители сабвуферов - к примеру, Infinity и Mordaunt-Short - прилагали к сабвуферам, которые мы тестировали в журнале, прибор-измеритель уровня звукового давления и CD с тестовыми сигналами. Пользователь может записать результаты и построить по точкам кривую амплитудно-частотной характеристики помещения. Я могу порекомендовать такой набор, имеющийся в продаже отдельно от сабвуфера - это Infinity Room Adaptive Bass Optimization System (R.A.B.O.S. kit). Цена его в американских интернет-магазинах www.harmanaudio.com и www.bhphotovideo.com - $60. Сама процедура измерений займет минут 20. Вы удивитесь после того, как вы в соответствии с ней настроите параметры полосового фильтра и послушаете, что получилось. После того, как убрана могучая стоячая волна, портившая вам бас в комнате, звучание становится намного лучше.
В данном тесте я в основном использовал ресивер Rotel RSX-1065 и проигрыватель Blu-ray Panasonic DMP-BD55. При прослушивании полосовой фильтр сабвуфера Radiance Sub был задействован все время (за исключением одного-единственного диска).
В серии Radiance имеется два варианта отделки натуральным шпоном
Американский футбол, роботы и молодожены
Начнем с фильма Оливера Стоуна "Any Given Sunday" ("Каждое воскресенье") на Блю-рей. Это очень своеобразный, приземленный, резкий, волнующий взгляд на индустрию американского футбола. Для колонок фильм ставит непростые задачи - я понял это уже на двенадцатой минуте, когда Аль Пачино заорал во всю глотку. Обычно Аль Пачино переходит на крик в последней трети фильма. Начинается картина с весьма динамичной звуковой дорожки, которая усилиями Dolby TrueHD, перенесла меня в мир динамических контрастов: увесистые столкновения перемежались моментами напряженной тишины,, что во всей красе показывали способности сабвуфера отрабатывать импульсные звуки. Красиво звучала разнообразная музыка спортивного толка, в ней смещались ритмы хип-хопа и техно - мощные, сфокусированные и точно отсчитанные во времени. Без всяких сомнений полосовой фильтр сабвуфера сверхуспешно устранил все проблемы комнаты!
Шум зрительской толпы звучал приглушенно, как бы указывая на эмоциональное воздействие на игроков, а не на звуковую перспективу. Чтобы вслушаться в диалог, мне пришлось увеличить громкость чуть больше обычного. Из-за этого сцены на футбольном поле сопровождались сверхгромкими всплесками звука, но ВЧ-полосы у АЕ только радовались дополнительной мощности. В верхнем регистре не появлялась компрессия, скрежет, жесткость или иные проявления перегрузки.
Был момент, когда я еще не успел даже настроить полосовой фильтр сабвуфера Radiance Sub, но все ж посмотрел один DVD в режиме Dolby Digital - "Wall-E" ("Валл-И"). Звучание было в общем-то сравнимым с тем, что я в своей комнате не раз получал от комплектов с приличным сабвуфером. А именно: временами "сабу" приходилось с выраженным резонансном комнаты, скажем при взлете космического корабля мид-бас "густел" и я чувствовал некий избыток его в целом, так что хотелось сделать потише. Звуковая дорожка этого фильма определяется разнообразными механическими шумами, щелчками и скрипами, среди которых вдруг взмывают в небо божественно красивые струнные. Вполне оправданная тактика для кино такого рода. Комплект Radiance делал эти шумы вполне идентифицируемыми и заполнял границы весьма объемного звукового пространства звуками струнных.
Звуковую дорожку Dolby TrueHD на BD "The Heartbreak Kid" ("Девушка моих кошмаров") можно сравнить с саундтреком полета Бена Стиллер сквозь череду супружеских кошмаров. Тот, кто подбирал музыку к фильму, явно фанат Дейвида Боуи. Сразу несколько цитат из классических песен Боуи используется в миксе, заново сделанном для многоканального звучания. Примечательно и использование "Sufragette City" в качестве сопровождения финальных титров. Как это свойственно современным фильмам комедийного жанра, звукорежиссеры создали некое подобие звучания телешоу, так что я смог посмотреть весь фильм целиком на очень умеренной громкости и спокойно разбирал слова в диалоге.
Сабвуфер Radiance Sub
- Тип: закрытый корпус
- Диаметр динамика (мм): 220
- Номинальная мощность (Вт): 200 rms, пиковая 400
- Разъемы: линейный стерео вход и выход; моно LFE in (все RCA)
- Обход разделительного фильтра: есть, LFE in
- Габаритные размеры (см): 37,3 х 41,3 х 44,5
- Масса (кг): 16,6
Результаты измерений лаборатории HT
Акустические системы Acoustic Energy Radiance
Чувствительность 85,5 дБ (в диапазоне от 500 до 2500 Гц)
На графике показана расчетная (с учетом измерений НЧ-динамиков в ближнем поле) амплитудно-частотная характеристика сателлитов Radiance 1 (фиолетовая кривая) и сабвуфера Radiance Sub (синяя кривая). Звуковое давление от сателлитов измерялось на расстоянии 1 м при подаче 2,83 В.
Характеристика Radiance 1 в пространстве около слушателя (усредненная характеристика в пяти точках пространства: на оси и ±15° по горизонтали и вертикали) укладывается в допуск +1,42/-1,52 дБ в диапазоне от 200 Гц до 10 кГц. При этом в горизонтальной плоскости АЧХ укладывается в коридор +1,53/-1,41 дБ в углах ±15° в диапазоне от 200 Гц до 10 кГц. Частота среза по уровню - 3 дБ на низких частотах равна 57 Гц (по уровню - 6 дБ - 44 Гц). Минимум входного сопротивления составляет 5,58 Ом на частоте 205 Гц, а угол сдвига фаз максимален на 120 Гц и составляет - 33,77°.
АЧХ сабвуфера в ближнем поле, приведенная к уровню на частоте 80 Гц, указывает на то, что нижняя граничная частота по уровню - 3 дБ составляет 27 Гц (а по уровню - 6 дБ - 23 Гц). Верхняя граница диапазона по уровню - 3 дБ составляет 119 Гц при использовании линейного входа сабвуфера Line-In.
Полные результаты измерений и методика измерений описана на веб-сайте журнала
Праздник, психоделия, перкуссия
Компакт-диск "Andre Previn: An 80th Birthday Celebration" - квинтэссенция творческих достижений дирижера, композитора и джазового пианиста, материал диска покрывает годы от 1961 до 1995. Имея пять колонок и декодер Dolby Prologic II, я никак не мог выработать препочтение между двухканальным и окружающим звучанием - оба варианта были по-своему хороши. В стереорежиме панорама между колонками была настолько интенсивно наполнена событиями, что прибавление центрального канала казалось неуместным. (Что, кстати, показатель качества колонок)! В многоканальном варианте фронтальная панорама волшебным образом превращалась во всеобъемлющее звуковое поле, добавляя глубины и не портя четкую локализацию источников звука (что бывает из-за неправильно рассчитанной направленности горизонтально расположенного центрального громкоговорителя). И в обеих вариантах звучание струнной секции было натурально и эвфонично. Даже в диссонансных моментах некоторых произведений, вышедших из-под пера самого Превена, чувствовалась полная и весомая звучность, а не раздражающая холодность. Рельефная точность в среднем регистре сопровождалась протяженным, но не преувеличенно подчеркнутым верхом.
Концертный альбом Jefferson Airplane "Bless Its Pointed Little Head" с винила является документальным свидетельством выступления в Филмор-Ист и Филмор-Вест в 1968 году, в период расцвета и славы группы. Загадочная и привлекательная расслабленность исполнения к сожалению сопровождалась не особо внимательной работой за микшерским пультом. Больше всех пострадал напористый и мастерсикй бас Джека Кейседи и сабвуфер Radiance Sub показал, что этот инструмент оказался на задворках микса. Мне было жалко терять частичку удовльствия и я просто прибавил громкость у сабвуфера. В другой системе я бы, наверное, не решился на такое простое решения, поскольку знал, что меня ждет гудение стоячей волны в моей комнате. Но имея в арсенале настроенный саб с подавляющим резонанс фильтром я не испугался и повернул ручку громкости 200-ваттного примерно на отметку 60% (что для моей комнаты много). И тогда Джек вернулся! Вместе со своим инструментом конечно. Этот альбом также отличается изобилием вокалистов (Грейс Слик, Марти Бейлин, Йорма Каукконен, Пол Кантнер) и всем им был предоставлен шанс показать себя во всей красе. Комплект из Radiance 1 будто нянчил голос Грейс Слик, развивая наряду с типичным для нее стальным оттенком почти подсознательную мягкость тембра.
Патрик Морац и Билл Бруфорд записали свой альбом "Music For Piano And Drums" (винил) в 1983, став, скорее всего, жертвой недостатков ранней цифровой аппаратуры записи - это заметно по характерному смазанному шипению тарелок. Но зато барабаны Бруофрда развернулись во всю мощь - каждый идеально настроен, каждая мембрана приведен в движение точно рассчитанной силой удара, каждый расставлен на место в трехмерном звуковом пространстве, объемном как при двухканальном прослушивании, так и в режиме Surround. Легкий, звонкий звук рояля, который нравился Морацу также поселился в этом пространстве, каскадами переливаясь в звонких глиссандо. Эта картина была такой наполненной, что я даже и думать забыл об отсутствии других инструментов.
Выпустив линейку акустических систем Radiance фирма Acoustic Energy подтвердила неизменно высокую в течение 20 лет своей работы репутацию. Это замечательные и добротные изделия. Особо выделю кольцевой высокочастотник. Слушать его - одно удовольствие. Вам не нравится жесткость и резкость колонок, которые сейчас стоят у вас дома или которые вы услышали в магазине? При этом вы хотите по-настоящему звонкий и протяженный верх? Советую - обратите внимание на Radiance 1 (и другие модели серии). А у сабвуфера Radiance Sub нашлась такая полезная как особенность как полосовой фильтр, корректирующий акустику помещения. После применения коррекции вы будто переноситесь в другой мир и понмиаете как может звучать бас в хорошо знакомой вам обстановке. Отличные колонки, отличное отношение цена/качество. Уделите время на знакомство с ними, и так, , быть может, родится новая любовь...
Посмотреть в каталоге: Radiance 1
Посмотреть в каталоге: Radiance Sub
Возврат к списку новостей